Просвет в отношениях между Россией и Узбекистаном

21.12.2017
В уходящем 2017 г. произошли значимые события в отношениях между Россией и государствами Центральной Азии. Недавний официальный визит премьер-министра Дмитрия Медведева в Узбекистан является одним из них. 2 ноября Дмитрий Медведев посетил Ташкент, где встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, а затем с премьер-министром Абдуллой Ариповым. Главы правительства двух государств приняли участие в церемонии подписания целого ряда контрактов. Важнейшие из них: подписано рамочное соглашение между «Газпромбанком» и «Узбекнефтегазом» о финансировании строительства нефтеперерабатывающего комплекса в Джизакской области, предполагаемая сумма инвестиций — 500 млн долларов; «Узстройматериалы» и «Евроцемент груп» договорились о строительстве нового завода по производству цемента мощностью 3 млн тонн в год, инвестиции составят 160 млн долларов; «Росатом» и Академия наук Узбекистана подписали меморандум о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

В целом, официальный визит премьер-министра России в Узбекистан прошел под знаком перезапуска двусторонних отношений. В последние годы между странами наблюдалась напряженность, которая, казалось, могла заставить забыть о подписанном 14 ноябре 2005 г. договоре о стратегическом партнерстве. В этом отношении визит Дмитрия Медведева является продолжением импульса, заданного встречей в Кремле 4 апреля 2017 г. президента Шавкат Мирзиёев с президентом Владимиром Путиным. Тогда первый государственный визит, совершенный новым узбекским президентом за пределы Центральной Азии, привел к подписанию порядка пятидесяти соглашений на общую сумму в 16 млрд долларов.

В самом деле, в течение последних месяцев в российско-узбекских отношениях наблюдается позитивная динамика. Товарооборот между Москвой и Ташкентом за январь-август 2017 г. вырос на 21% и составил 2,1 млрд долларов. Российский экспорт в Узбекистан увеличился на 15,9%, а экспорт Узбекистана на российский рынок - более чем на 33%. Развиваются отношения и в области энергетики: 5 апреля 2017 г. «Газпром» заключил контракт на покупку газа у «Узбекнефтегазом» на сумму в 2,5 млрд долларов. Данное соглашение является важным событием по нескольким причинам. Это первый случай, когда российский газовый гигант подписал договор с узбекским оператором на срок более одного года: контракт предусматривает поставку 4 млрд м3 газа в год в течение пяти лет, начиная с 2018 г. В целом это подтверждает стратегию России, наметившуюся с 2016 г., сделать Узбекистан главным поставщиком газа из Центральной Азии, замещая таким образом Туркменистан. В 2016 г. объем закупок Россией природного газа в Узбекистане составил порядка 6,2 млрд м3, в то время как из-за конфликта с «Туркменгазом» по поводу установления цены с января 2016 г. «Газпром» решил прекратить закупку туркменского газа. После встречи глав правительств России и Узбекистан в Москве 28 марта 2017 г. было объявлено о возобновлении «Лукойлом» поставок российской нефти в Узбекистан объемом 200 тыс. тонн в год через территорию Казахстана. Можно предположить, что газовый контракт, заключенный 5 апреля является частью сделки по обмену энергоносителями. Наконец, говоря о военном сотрудничестве следует отметить, что Россия и Узбекистан впервые с сентября 2005 г. провели совместные военные учения. С 3 по 7 октября 2017 г. более 400 военнослужащих приняли участие в совместных тактических учениях вооруженных сил двух стран на горном полигоне Фориш в Джизакской области Узбекистана. Таким образом, заявление, сделанное Дмитрием Медведевым во время его визита в Узбекистан в ноябре 2017 г., полностью соответствует действительности: «Он [прогресс] есть, очевидно абсолютно, что торгово-экономические связи стали весомыми, они стали гораздо энергичнее, развиваются по восходящей, причем по всем направлениям, включая такие важные, например, как сельское хозяйство, поставка продуктов питания, сельхозпродуктов, промышленная кооперация, военно-техническое сотрудничество».

Избрание Шавката Мирзиёева президентом Узбекистана 4 декабря 2016 г. привело к большей экономической открытости страны. Проведенные реформы, среди которых можно упомянуть отмену валютных ограничений (сентябрь 2017 г.) и экспортных пошлин (декабрь 2017 г.), направлены на активизацию торговли и на восстановление репутации Узбекистана для иностранных инвесторов как привлекательного и надежного партнера. Преемник Ислама Каримова пытается приоткрыть одну из самых замкнутых на самой себе постсоветских республик с момента обретения ей независимости 31 августа 1991 г. Естественно, что бывшая метрополия, Россия, стремится воспользоваться этой новой политикой «либерализации», заявленной Ташкентом. Однако Москве придется конкурировать с Пекином (в том числе с гигантским проектом «Нового шелкового пути», который затрагивает в первую очередь такие страны как Узбекистан, Казахстан и Киргизстан), а также с Анкарой и Сеулом — столицами трех государств, в которые президент Шавкат Мирзиёев недавно нанес визит.