Fr Fr

Глава 4. Регионы

Павлотски Владимир
1 ноября 2017

"Перестройка инфраструктуры на «межстоличной» территории Москва – Петербург"

Транспортная инфраструктура в России пользуется плохой репутацией и крайне негативно воспринимается ее пользователями. Она давно стала предметом для шуток и поговорок. Придя к власти в 2000 г., Владимир Путин ставит задачу перестроить или обновить устаревшую и неэффективную инфраструктуру, неравномерно распределенную на территории страны. Планируется динамизировать наиболее отсталые регионы, уплотнить инфраструктуру там, где она недостаточна, и создать новые точки роста.

В 2008 г. российские власти приняли «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г.». Этот документ предусматривает два возможных сценария развития, инновационный и консервативный. По инновационному сценарию общий объем капитальных вложений Транспортной стратегии оценивается в 106,4 трлн рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета – 31,4 трлн рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 21,4 трлн рублей, из внебюджетных источников – 53,7 трлн рублей. Инновационный сценарий предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса. По консервативному сценарию сумма почти в 1,5 раза меньше – 72,5 трлн рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета – 19,7 трлн рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 15,2 трлн рублей, из внебюджетных источников – 37,6 трлн рублей (концевая сноска 1). 

Определены следующие цели: 1) мультимодальность (создание транспортно-пересадочных узлов); 2) логистика (грузовой транспорт); 3) мобильность населения; 4) международное сообщение; 6) безопасность; 7) экология (снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду).

Эта весьма амбициозная стратегия предусматривает создание разноуровневой и многолетней системы финансирования (федерально-регионального) и планирует поощрение государственно-частных партнерств. Главными приоритетами являются: развитие направления Север – Юг от Санкт-Петербурга до Черного моря; строительство пятого московского окружного кольца (ЦКАД); оптимизация транссибирской магистрали и строительство скоростной железной дороги Москва – Сочи. Кроме того, ряд инфраструктурных проектов задуманы в краткосрочной перспективе, непосредственно в связи с чемпионатом мира по футболу 2018 г. Это относится, например, к скоростной железной дороге Москва – Казань – Екатеринбург, которая должна соединить основные города, в которых пройдет большая часть матчей чемпионата.
Железнодорожное сообщение

Предложенный российским правительством проект предусматривает в первую очередь модернизацию связки между двумя столицами (концевая сноска 2). 17 декабря 2009 г. был запущен «Сапсан» (концевая сноска 3), скоростной поезд, который позволил сократить до четырех часов время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга. В 2015 г. «Сапсаном» воспользовались более 4 млн пассажиров (т.е. на 16% больше, чем в 2014 г.). Общее число пассажиров с момента открытия сообщения в декабре 2009 г. составило 18 млн человек. Время в пути «Сапсана» на 40-60 минут меньше по сравнению с «Невским экспрессом» и на 4 часа меньше по сравнению с обычными поездами. Стоимость билетов достаточно высокая (около 3 000 руб. в один конец), соответственно, пассажиры «Сапсана» – это преимущественно люди с определенным уровнем достатка и высокой профессиональной квалификацией, в большинстве своем (87%) жители Москвы или Петербурга, частые поездки которых по этому маршруту носят деловой характер (концевая сноска 4). Также в 2013 г. были запущены первые поезда «Ласточка» (концевая сноска 5) по второстепенным маршрутам Северо-Западного федерального округа. Они обеспечивают улучшенное сообщение с городами Тверь, Бологое и Великий Новгород – главными городами «межстоличья». Всего через две недели после запуска «Ласточек» по маршруту Москва – Крюково – Тверь РЖД констатировала увеличение количества пассажиров на 23%.

Скоростная автомобильная дорога М-11

Трасса М-11 соединяет Москву с Санкт-Петербургом и призвана разгрузить М-10 – самую загруженную автомагистраль страны. Некоторые участки М-11 уже открыты, другие находятся в стадии строительства или разработки. Проект осуществляется в рамках государственно-частного партнерства между французской компанией Vinci, ее российским филиалом «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) и российским государством, которое представляет «ГК Автодор» (государственная компания, отвечающая за управление дорогами). Автодорога М-11 (ее первый открытый участок) должна, среди прочего, облегчить доступ к международному аэропорту «Шереметьево» (крупнейший аэропорт России по количеству перевозок), а также к соседним городам и районам, таким как Химки, Долгопрудный и Зеленоград. Объявленная средняя стоимость проезда по М-11 – 3,6 руб. за километр (концевая сноска 6). Если учесть, что Москву от Санкт-Петербурга отделяют 700 км, стоимость поездки составляет в среднем 2 500 рублей на один автомобиль (не считая горючего).

Эта новая, безопасная и дорогостоящая инфраструктура, предназначенная для жителей обеих столиц из состоятельных слоев общества, меняет географию «межстоличного» региона, а также динамику потоков – грузовых и пассажирских. Некоторые населенные пункты, ставшие теперь доступнее, получают прибыль благодаря притоку обеспеченных столичных туристов и строительству дачных поселков. Например:

1) Завидово, в Тверской области. Неда-леко от поселка проходит М-10, будущая М-11 и отрезок местной железной дороги (расстояние от Москвы: полтора-два часа). Большое Завидово, как любят называть его риэлторы, – гостиничный комплекс для состоятельных клиентов, где также находится одна из официальных резиденций президента Российской Федерации.

2) Валдай, в Новгородской области. Маленький город, известный благодаря одноименному дискуссионному клубу, расположенный на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь же расположена одна из президентских резиденций и элитный дом отдыха.

Прокладка маршрутов отнюдь не случайна и является результатом баланса интересов различных игроков – государственных и негосударственных, экономических и административных, российских и зарубежных, – чьи стратегические интересы иногда совпадают, но чаще расходятся. Таким образом, на реорганизацию «межстоличного» пространства влияет прокладка маршрутов, которые превращают вчерашние второстепенные города в новые региональные центры, где в результате улучшенного транспортного сообщения растет спрос на пока еще доступную недвижимость и появляются новые точки притяжения.

***

1. http://www.mintrans.ru/upload/iblock/2a2/2401.doc

2. См: Vladimir Pawlotsky, « Russie. L’axe Moscou-Saint-Pétersbourg, un médian des puissants ? » [Ось Москва – Санкт-Петербург, посередине между власть имущими?], P@ges Europe, La documentation française, 18 mars 2015.

3. Сапсан – птица из семейства соколиных. «Сапсан» был построен под эгидой российских властей, благодаря сотрудничеству РЖД и немецкой компании Siemens. Может развивать скорость до 250 км/ч.

4. Все приведенные данные доступны в опросе Sapsan Sacvoyage SW, Mediakit, 2016. Опрос не учитывает разницу между «рабочей командировкой» и «деловой поездкой».

5. Так же, как «Сапсан», «Ласточка» была разработана компанией Siemens. Максимальная скорость – 160 км/ч.

6. Цена отличается в зависимости от типа автотранспорта: стоимость составляет от 2,6 до 3,9 руб./км для легковых автомашин и от 5,2 до 10,4 руб./км для грузового транспорта.