Fr Fr

Рубрика "Новый взгляд" — Выпуск №12: "Франция — Алжир — Марокко: "бермудский треугольник" для африканской стратегии Парижа"

Чихачев Алексей Чихачев Алексей
24 января 2024
Предлагаем Вашему вниманию двенадцатую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.

Двенадцатый выпуск подготовил Алексей Юрьевич Чихачев — кандидат политических наук, научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов ИМИ МГИМО МИД России, старший преподаватель Кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт РСМД и Клуба «Валдай».

Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).

Франция — Алжир — Марокко: «бермудский треугольник» для африканской стратегии Парижа

В минувшем году одной из ключевых тенденций внешней политики Франции стало стремительное ослабление ее позиций на Африканском континенте. Наиболее наглядно это проявилось в Сахельском регионе, где традиционный союзник Елисейского дворца — Нигер (а ранее Мали и Буркина-Фасо) — после военного переворота добился вывода французских сил со своей территории и приступил к разрыву прежних связей во многих сферах. Тем не менее на фоне данного эпизода отошла на второй план еще одна крупная неудача Парижа сравнительно по соседству — кризис в отношениях с Алжиром и Марокко одновременно. Традиционно пытаясь балансировать между двумя магрибскими антагонистами, французская дипломатия столкнулась с тем, что в глазах обоих она уже не имеет статуса привилегированного партнера. И если в диалоге с Алжиром такая ситуация привычна из-за до сих пор кровоточащих ран войны 1954-1962 гг., то перспектива потерять Марокко как еще одни «ворота в Африку» стала новеллой именно президентства Эммануэля Макрона.

Особые собеседники

Прежде чем начать разговор о нынешней политике Франции применительно к двум средиземноморским странам, следует сделать несколько концептуально-терминологических оговорок, показывающих сложность, но в то же время перспективность рассмотрения франко-алжирских и франко-марокканских отношений в увязке друг с другом и к тому же в более широком, континентальном контексте.

С одной стороны, в системе внешнеполитических приоритетов Пятой республики Северная Африка редко рассматривается как часть собственно африканского направления: с учетом национального состава, языкового и религиозного факторов она обычно относится к Ближнему (или, в буквальном переводе с французского, Среднему — Moyen) Востоку. Показательно, что, например, в нынешней структуре центрального аппарата МИД отдел, отвечающий за страны Магриба, подчиняется тому же профильному руководителю, что и отделы «Египет-Левант» и «Средний Восток», а все остальные части континента выведены в директорат «Африка и Индийский океан» (концевая сноска 1). Кстати, именно глава последнего был снят с должности после поражения в Сахеле (на место К. Биго с января 2024 г. приходит Э. Блатманн (концевая сноска 2)), тогда как в «арабском» директорате перестановки идут в своем темпе (ныне руководящая им А. Грилло заступила на пост в августе 2023 г. (концевая сноска 3)). Похожее региональное деление можно встретить в исследовательских проектах ведущих аналитических центров страны, тоже склонных объединять Северную Африку с Ближним Востоком в общий мегарегион ANMO (Afrique du Nord Moyen-Orient) — так работают институты IFRI, IRIS и др., или изучать проблематику Магриба в привязке к т.н. «Большому Средиземноморью» (центр FMES, журнал Conflits). Как отметили авторы ноябрьского парламентского доклада об африканской стратегии Парижа Б. Фюкс и М. Табаро, разграничение северной части и остального континента, хотя и выглядит отчасти надуманным, необходимо в силу «специфики отношений, которые Франция поддерживает с Алжиром, Марокко и Тунисом» (концевая сноска 4).

С другой стороны, одна только вышеприведенная цитата показывает, что во французском политическом лексиконе довольно размыто понимание границ самого Магриба. Ведь с исторической и культурологической точек зрения к нему, строго говоря, относятся не только Алжир, Марокко и Тунис, но и Ливия и Мавритания, в той или иной степени входившие в орбиту влияния средневековых халифатов. Это верно и в институциональном плане: все пять стран не только членствуют в Лиге арабских государств и Африканском союзе, но и в 1989 г. создали свой интеграционный формат (правда, в последние два-три десятилетия переживающий застой) — Союз арабского Магриба. Между тем, контакты с официальным Нуакшотом в последние годы неизменно помещались Парижем в рамки взаимодействия с совершенно иной площадкой — «Сахельской пятеркой», включавшей в себя, помимо мавританской стороны, Мали, Нигер, Чад и Буркина-Фасо. Ливия в связи с так и продолжающимся внутренним конфликтом была выведена в отдельный сюжет, которым президент Э. Макрон неоднократно пробовал заниматься лично, претендуя на роль посредника между враждующими сторонами. Схожим образом в некую «вещь в себе» имеет свойство превращаться диалог Парижа с Алжиром, учитывая всю болезненность вопросов общей исторической памяти, аналогичной которой у Франции нет ни с одной другой страной региона. В основополагающем документе внешней политики Пятой республики — Стратегическом национальном обзоре 2022 г. — слово «Магриб», как и относящиеся к нему государства в той или иной комбинации, не упомянуто вовсе. Словосочетание «Северная Африка» использовано пунктирно в одном ряду с другими зонами международной напряженности (концевая сноска 5).

С учетом несовпадений между географическим, геополитическим и иными прочтениями Магриба как такового представляется возможным, с нашей точки зрения, рассматривать связи Парижа с Алжиром и Марокко в более сфокусированном ключе — как самоценный комплекс взаимоотношений трех участников. Помимо того, что обе страны в свое время были частями французской колониальной империи и унаследовали с тех времен язык метрополии, этот своего рода «треугольник» заметен еще по ряду параметров, отличающих его от отношений Парижа с тем же Тунисом или другими сопредельными государствами.

Во-первых, по сравнению со своими соседями по Магрибу двум арабским участникам «треугольника» присуща относительно более заметная внутриполитическая стабильность. Ни в том, ни в другом случае события «арабской весны» не закончились революциями и крахом государственной власти: цементирующую роль сыграла королевская власть (Марокко) или активная роль военных во внутриполитической жизни (Алжир). До Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР) своеобразный отголосок протестов, некогда охвативших почти весь Ближний Восток, дошел лишь в 2019 г. (концевая сноска 6), но и он в целом не помешал осуществить транзит власти от А. Бутефлики к А. Теббуну. Для сравнения, на этом фоне ситуация в соседнем Тунисе выглядит гораздо более сложной, поскольку затянувшиеся поиски оптимальной модели государственного устройства наложились на экономический и миграционный кризис, — даже не говоря о Ливии, чья государственность после свержения М. Каддафи фактически распалась.

Во-вторых, именно эти два североафриканских государства к сегодняшнему дню подошли с примерно сопоставимым совокупным потенциалом: перевес в сторону Алжира по численности населения, размеру экономики и военной мощи заметен, но все же не подавляющ. Очевидным козырем АНДР служит наличие у нее существенных запасов углеводородов, однако в последние годы все чаще циркулирует информация о перспективных месторождениях, обнаруженных и на территории Королевства (концевая сноска 7), к чему следует добавить его потенциал по производству зеленого водорода. Алжирская армия нередко считается экспертами одной из сильнейших как в Африке, так и на Ближнем Востоке (концевая сноска 8), во многом благодаря последовательным закупкам советских и российских вооружений и объемному военному бюджету (22 млрд долларов в 2023 г. — двукратное увеличение по сравнению с предыдущим годом (концевая сноска 9)). Однако и со стороны Рабата ныне заметен курс на модернизацию оборонных возможностей, с упором на приобретение западной техники и расширение кадрового состава (концевая сноска 10).

В-третьих, все державы предлагаемого «треугольника» вовлечены в один и тот же замороженный конфликт вокруг Западной Сахары. Позиция Марокко уже далеко не первый год сводится к тезису о том, что этот район является неотъемлемой частью его территории на правах автономии; Алжир выступает основным спонсором фронта ПОЛИСАРИО, действующего против сил Королевства; Пятая республика — внешним игроком, воздерживающимся от однозначного разрешения конфликта в ту или иную пользу. Выступая по итогам визита в Марокко в декабре 2022 г., тогдашняя глава МИД К. Колонна предпочла заявить о «поддержке плана автономии», при этом, к неудовольствию принимающей стороны, ничего не сказав о собственно марокканской принадлежности Западной Сахары и продолжая настаивать, что конфликт должен быть урегулирован путем переговоров всех сторон при координирующей роли ООН (концевая сноска 11).

В-четвертых, со стороны Алжира и Марокко ныне заметно стремление играть более весомую роль в делах своего континента, проявляя себя в качестве именно африканских держав. Так, на фоне завершения экспедиции «Бархан» французская пресса писала об Алжире как о едва ли не единственной силе, способной остановить проникновение террористов из Сахеля на побережье Средиземного моря (концевая сноска 12). АНДР ранее способствовала налаживанию внутрималийского диалога (Алжирское соглашение 2015 г.), а в 2023 г. президент А. Теббун предлагал свое посредничество при разрешении кризиса в Нигере. Статус перспективного игрока в масштабах всей Африки послужил одним из аргументов, благодаря которому страна оказалась близка к вступлению в БРИКС и активизировала свою работу во многих других многосторонних форматах и организациях (концевая сноска 13). Со своей стороны, Марокко также претворяет в жизнь стратегию «Юг-Юг», наращивая товарооборот со странами южнее Сахары, открывая там филиалы своих корпораций, выкупая доли в местных предприятиях и банках. Благодаря выгодному расположению морских портов, а также наличию крупной национальной авиакомпании Королевство постепенно превращается в значимый транспортный хаб для перевозок внутри континента и между Африкой и Европой (концевая сноска 14). Именно Алжиру и Марокко предстоит сыграть значимую роль в обеспечении логистической связности в рамках коридора «ЕС — Африка», выстраиваемого Евросоюзом в рамках инициативы «Глобальные ворота».

Наконец, в-пятых, две средиземноморские страны связывают с Францией весьма тесные социальные контакты — проживание в Пятой республике крупных диаспор. По данным статистического института Insee, в 2021 г. на территорию страны легально въехали 246 тыс. иммигрантов, среди которых на первых двух местах были выходцы как раз из Марокко и Алжира (9,4 и 6,5% соответственно) (концевая сноска 15). Всего же марокканская община во Франции, включая лиц с двумя гражданствами, мигрантов во втором и третьих поколениях, насчитывает, по самым скромным оценкам, 1,5 млн человек (концевая сноска 16), алжирская — 2,6 млн (концевая сноска 17). Обе страны дали Франции ярких деятелей политики, науки, спорта и культуры, включая футболиста З. Зидана, музыканта Д. Гетта, кандидата в президенты Ж.-Л. Меланшона и мн.др.

Совокупность данных пяти факторов интуитивно подсказывает, что в лице Рабата и Алжира Елисейский дворец имеет собеседников, обладающих рядом схожих черт между собой и при этом качественно отличающихся от своих соседей на востоке и юге. Безусловно, данный «треугольник» возможен лишь как небезупречная абстрактно-описательная модель: в его основе нет ни каких-либо крупных трехсторонних соглашений, ни общей институциональной базы, ни портфеля совместных проектов (и едва ли они возможны в силу политических трений между Марокко и Алжиром). Тем не менее важно то, что эта конструкция с 1960-х гг. стабильно демонстрировала одну и ту же внутреннюю логику, доказывая тем самым свое существование. Она состояла в том, что насколько напряженными оставались отношения Франции и АНДР, настолько же доброжелательно (при всех королях и президентах) развивался диалог между Парижем и Рабатом. К тому же с южной стороны конструкцию долгое время подпирала система «Франсафрик», отладив которую Париж сохранял свободу рук в Сахаро-Сахельской зоне и Западной Африке. Однако с приходом в Елисейский дворец Э. Макрона былые закономерности стали разрушаться.

Неудачное балансирование

Как хорошо известно, политическое кредо Э. Макрона сформировалось на основе принципа «в одно и то же время» (en même temps) — невзирая на смысловые противоречия, прагматично объединять несочетаемые идеи и шаги, если это может принести некие дивиденды. Во внутренней политике на первых порах (и отчасти до сих пор) такой подход играл на руку президенту, особенно пока оппозиция оправлялась от шока после его триумфа в 2017 году (концевая сноска 18). На внешнем же контуре данный принцип быстро показал свою неэффективность, приведя к ряду болезненных неудач и дефициту конкретики (концевая сноска 19). На примерах отношений с Алжиром и Марокко это тоже оказалось заметно. Попытавшись придать новый импульс диалогу с АНДР, президент рассчитывал сохранить привычную тональность в общении с Рабатом, однако пока что не получилось ни то, ни другое. Как следствие, десятилетиями сохранявший равновесие «треугольник» оказался разбалансирован, что соответствовало тренду на ослабление позиций Франции в Африке в целом.

Так, наряду со своим публичным отказом от методов «Франсафрик» — затянутым и непоследовательным ввиду продолжавшейся до 2022 г. военной операции «Бархан» в Сахеле — Э. Макрон рассчитывал добиться исторического примирения с Алжиром. Еще перед избранием он заявлял, что считает французскую колонизацию страны «преступлением против человечества» (концевая сноска 20), поэтому, заступив на пост президента, наметил несколько примирительных жестов: например, в 2018 г. признал ответственность государства за убийство математика М. Одена, выступавшего за независимость Алжира шестьдесят лет назад. В июле 2020 г. историку Б. Стора было поручено подготовить доклад о наиболее острых мемориальных вопросах, представленный первому лицу полгода спустя и содержавший ряд предложений, включая постепенное рассекречивание архивов, создание смешанных комиссий и т.п. (концевая сноска 21). В августе 2022 г., уже будучи на втором президентском сроке, Э. Макрон совершил трехдневный визит в Алжир, главной темой которого вновь было объявлено историческое примирение. По итогам переговоров с А. Теббуном была опубликована «Декларация об обновленном партнерстве», в которой стороны на основе «объективной трактовки их общей истории» обещали открыть «новую эру отношений» — укрепить институциональные рамки диалога (создав Высокий совет по сотрудничеству), активизировать контакты по миграционной проблематике, взаимодействовать в газовой отрасли и мн. др. (концевая сноска 22).
Президент Франции Эммануэль Макрон в Оране 27 августа 2022 г.

Отдельной строкой следует заметить, что к моменту визита Э. Макрона интерес французской дипломатии к Алжиру диктовался не только общей канвой перестройки африканской стратегии, но и обострением украинского конфликта. Ограничение связей с Россией в сфере энергетики побудило Францию и ЕС искать альтернативных поставщиков газа, и Алжир как один из крупнейших мировых экспортеров казался одним из очевидных вариантов для замещения российского топлива. Неслучайно в 2022 г. в составе президентской делегации вместе с несколькими министрами в страну отправилась гендиректор корпорации Engie К. Макгрегор, а на протяжении 2023 г. вновь имели место ее встречи с местными коллегами (концевая сноска 23). Кроме того, в планах французской стороны, видимо, была задача каким-то образом повлиять на Алжир, а вслед за ним и на Марокко, чтобы те заняли более критичную позицию в адрес Москвы и присоединились к линии Запада на международную «изоляцию» России. В условиях, когда тот же Алжир начал проявлять более акцентированное стремление присоединиться к БРИКС, визит Э. Макрона выглядел как попытка создать противовес, подчеркнуть, что и европейское направление может быть для алжирской внешней политики по-своему многообещающим.

Между тем, как часто происходит во франко-алжирских отношениях, с трудом накопленный позитив нередко способен перечеркнуть всего один факт или неосторожная фраза. В этом аспекте Э. Макрон также успел себя проявить, осенью 2021 г. упомянув на встрече с потомками участников войны 1954-1962 гг., что алжирское государство в его современном виде живет за счет «ренты памяти». Не дождавшись к тому моменту быстрых результатов своего «мемориального наступления» первых лет правления, президент посетовал на косность алжирской «военно-политической системы» и «переписывание истории», а также усомнился в существовании на противоположном берегу Средиземноморья государственности как таковой до прихода туда Франции (концевая сноска 24). В том же году Париж принял действовавшее до конца 2022 г. решение двукратно сократить количество виз, выдаваемых алжирским гражданам, мотивируя это нежеланием противоположной стороны взаимодействовать по вопросу репатриации нелегалов. А обновленческий посыл визита Э. Макрона оказался во многом смазан «делом Бурауи» — фактом приема Францией на своей территории алжирской оппозиционерки, приговоренной на родине к тюремному заключению. Сам визит фактически остался без внятных результатов, хотя, для сравнения, приезжавший несколькими месяцами ранее премьер Италии М. Драги увез из Алжира конкретную, а не декларативную договоренность о наращивании поставок газа. Всего одной поездки Э. Макрона, конечно, было недостаточно, чтобы Алжир отказался от прагматичного сотрудничества с Россией в рамках своей многовекторной дипломатии: наоборот, в 2023 г. А. Теббун был главным гостем форума «Россия — Африка» (а его долго готовившийся ответный визит в Париж так и не состоялся). Непременными спутниками всех этих зигзагов стали очередные ноты протеста, отзывы послов для консультаций, приостановки межминистерских контактов. В качестве основной общей темы, обсуждавшейся относительно успешно, несмотря на споры об истории, осталась борьба с терроризмом в Сахеле, для координирования которой начальник алжирского Генштаба впервые за 17 лет побывал в Париже (как раз после завершения операции «Бархан», но тоже без оглашения практических результатов переговоров).

По мнению бывшего президента Н. Саркози, все попытки Э. Макрона сблизиться с Алжиром были изначально бесперспективны и искусственны: противоположная сторона все равно будет использовать Францию как удобного «козла отпущения» для оправдания собственных неудач в глазах внутренней аудитории (концевая сноска 25). Так это или нет, но своей обратной стороной эти попытки неизбежно имели отдаление от Марокко. Возможно, полагая, что диалог с Королевством сохранит прежнее качество сам собой, Э. Макрон долгое время показательно оставлял Рабат фактически без внимания. Как пишет французская пресса, с королем Мухаммедом VI у президента совершенно не сложилась персональная «химия»: хотя Его Величество в личном качестве нередко бывает во Франции, его встречи с визави буквально единичны (и восходят к 2017-2018 гг.) (концевая сноска 26). На это не мог не повлиять, в частности, скандал 2021 г. вокруг израильской шпионской программы Pegasus, когда выяснилось, что спецслужбы Королевства могли использовать ее для слежки за французским лидером. Хотя «после» не всегда означает «вследствие», стоит напомнить, что как раз перед этим Марокко присоединилось к соглашениям Авраама, по которым ряд арабских стран нормализовали отношения с Израилем при посредничестве США. Кроме того, ситуацию дополнительно омрачила скандальная статья в одном из окологосударственных марокканских СМИ о подробностях личной жизни президента (концевая сноска 27), а также, как и в случае с Алжиром, визовый кризис. Совершенно непривычно по временам прежней дружбы выглядела ситуация вокруг выделения гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения в сентябре 2023 года: на соответствующее предложение Елисейского дворца поступил сухой отказ, несмотря на критичность положения. «Наши отношения не дружественные и не хорошие» (концевая сноска 28), — откровенно давали понять в Рабате еще за несколько месяцев до того.
Президент Франции Эммануэль Макрон 15 ноября 2018 г. в Марокко открывает первую на Африканском континенте высокоскоростную железнодорожную линию Танжер — Касабланка, построенную при участии французских компаний SNCF и Alstom.

Намеки на осторожное потепление стали появляться лишь в самом конце года, когда стороны после паузы приняли друг от друга новых послов, а в Рабате с деловыми поездками побывали министр экономики и финансов Б. Ле Мэр и гендиректор Французского агентства по развитию Р. Риу (концевая сноска 29). В январе 2024 г. в прессе начала циркулировать информация и о готовящемся визите в Королевство Э. Макрона, однако его точные даты на тот момент еще не были определены. Впрочем, сообщалось, что повестка визита стала очередным камнем преткновения: если Рабат рассчитывает добиться официального признания своего суверенитета над Западной Сахарой, то французская сторона, не повторяя ошибку алжирской поездки 2022 г., хотела бы меньше говорить о символических и исторических сюжетах, но получить более конкретную отдачу в виде пакета деловых соглашений (концевая сноска 30). Последнее отвечало бы задаче возрождения экономических связей с Африкой, недавно объявленной Э. Макроном, учитывая вышеупомянутую роль Марокко как перспективного хаба для всего континента.

Стоит заметить, что, по мере того как в диалоге с Францией нарастала отчужденность, Королевство не преминуло укрепить свои контакты с рядом других стран западного лагеря, особенно с теми, чья поддержка может оказаться ценной в случае эскалации западносахарского конфликта. Пока Париж продолжал колебаться, суверенитет Марокко над этой территорией признали, в частности, США, Израиль и Испания (что, кстати, стоило последней ответного дипломатического обострения с Алжиром). В основном именно у США и Израиля закупаются вооружения для армии Королевства: истребители F-16, вертолеты, беспилотные аппараты и др. (хотя в последние годы отмечается рост закупок у Турции, КНР, Бразилии) (концевая сноска 31). Французский же ВПК представлен преимущественно артиллерией (САУ CAESAR) и бронеавтомобилями; самолеты Rafale, продажа которых Рабату прорабатывалась с середины 2000-х гг., в итоге остались не востребованы. Теперь, когда Париж неудачно завершил операцию «Бархан» и декларирует курс на постепенное сворачивание (переформатирование) своего военного присутствия в Африке, Марокко едва ли может рассчитывать на активное вовлечение Франции на своей стороне при обострении в Западной Сахаре, из-за чего стремление найти других союзников выглядит объяснимым. Стоит добавить, что подобный тренд наблюдается и в ряде гражданских областей. Например, недавнее получение Марокко права на проведение чемпионата мира по футболу 2030 г. вместе с Испанией и Португалией тоже должно способствовать сближению (и росту логистической связности) Королевства именно с этими двумя странами, а не с Пятой республикой.

В сухом остатке, как уже обозначалось выше, французская линия в Магрибе зашла в тупик: не добившись однозначного решения прежних проблем на алжирском направлении, она стала уступать и на марокканском. Оценивая линию Э. Макрона в рамках «треугольника» с Алжиром и Марокко, издание Le Point назвало ее не иначе как «опасным упражнением в эквилибристике» (концевая сноска 32). Обозревательница портала Jeune Afrique Ф. Ислах высказалась еще жестче, подчеркнув, что президент «совершенно не понял Магриб» и за все годы работы лишь «разругался со всеми» (концевая сноска 33). Справедливости ради, отсутствие результатов косвенно признал и сам Э. Макрон, комментируя эти сюжеты в августовском выступлении 2023 г. перед французскими послами. Тогда он подчеркнул, что двусторонние отношения с большинством стран арабского Средиземноморья, включая Алжир и Марокко, находятся «не на том уровне, на котором они должны быть», несмотря на все приложенные усилия (концевая сноска 34). Глава государства пообещал в ближайшей перспективе «глубоко переосмыслить наши партнерства в Магрибе и в Средиземноморье» и запустить «многочисленные двусторонние инициативы». В то же время какой-либо конкретной альтернативной схемы, на которую можно было бы опереться, все еще предложено не было.

***

Таким образом, за период 2017-2023 гг. ни одну из двух задач на данном направлении Э. Макрону решить не удалось — ни провести в сжатые сроки историческое примирение с Алжиром, ни сохранить стабильно положительную динамику во франко-марокканских отношениях. Заметно, что к диалогу с каждой из этих двух стран Париж зачастую подходил с учетом внешних факторов (как в случае с Алжиром, газовой тематикой и украинским конфликтом), применяя к ним континентальный — африканский — ракурс скорее эпизодически. Между тем, возвращаясь к мысли, затронутой в начале статьи, можно лишь еще раз констатировать, что в рассмотренном «треугольнике», как в линзе, отчетливо собираются в пучок те же самые негативные процессы, что ныне характерны и для африканской стратегии Франции в целом:

- выстраиванию прагматичных отношений между Парижем и его партнерами препятствуют до сих пор не решенные проблемы исторической памяти;

- рассуждения об «обновлении» и «перестройке» при этом слабо сопровождаются конкретикой;

- там, где к голосу Елисейского дворца раньше охотно прислушивались, он уже в меньшей степени интересен как партнер и, соответственно, может предложить менее весомые козыри;

- ощущая растущий внутренний запрос на суверенность, страны, ранее входившие во французскую колониальную империю, проводят многовекторную линию, легко находя для исключительного диалога с Пятой республикой альтернативы как внутри Запада, так и за его пределами.

Возможно, верно и обратное соображение: если бы французское руководство сумело более бережно отнестись к отношениям со странами Магриба (или если бы макроновский принцип en même temps все-таки сработал), то, например, и в Сахеле Париж чувствовал бы себя увереннее, а крах всей африканской стратегии удалось бы приостановить. Однако проверить эту гипотезу уже невозможно, и теперь французская дипломатия будет вынуждена заниматься починкой того, что еще осталось. Учитывая масштаб данной задачи, решать ее предстоит не только Э. Макрону в оставшиеся годы пребывания у власти, но и его преемнику после 2027 года. Так или иначе, обновление африканской стратегии Франции не будет полностью завершено до тех пор, пока и в северной части континента не будет найден новый устойчивый баланс взаимоотношений трех стран.

Статья подготовлена в рамках грантового проекта Российского научного фонда № 23-28-00418, https://rscf.ru/project/23-28-00418/

Ссылки:

1) Organigramme de l’administration centrale // France Diplomatie. 10.01.2024. URL : https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/organisation-et-annuaires/organigramme-de-l-administration-centrale/ (дата обращения: 10.01.2024).

2) Décret du 12 décembre 2023 portant nomination d’une directrice d’administration centrale — Mme BLATMANN (Emmanuelle) // Légifrance.fr. URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000048556272 (дата обращения: 10.01.2024).

3) Décret du 13 juillet 2023 portant nomination d’une directrice à l’administration centrale — Mme GRILLO (Anne) // Légifrance.fr. URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000047836756 (дата обращения: 10.01.2024).

4) Rapport d’information sur les relations entre la France et l’Afrique // Assemblée nationale. 08.11.2023. URL : https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/16/rapports/cion_afetr/l16b1841_rapport-information.pdf (дата обращения: 10.01.2024). P. 11.

5) Revue nationale stratégique 2022 // SGDSN. URL : https://www.sgdsn.gouv.fr/files/files/Revue%20nationale%20strat%C3%A9gique%20-%20Fran%C3%A7ais.pdf (дата обращения: 10.01.2024). P. 13.

6) Шмелева Т. Арабская весна по-алжирски // РСМД. 11.03.2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arabskaya-vesna-po-alzhirski/ (дата обращения: 10.01.2024).

7) Белокурова П.Ф. К вопросу о развитии энергетического сектора Марокко // Институт Ближнего Востока. 18.08.2022. URL: http://www.iimes.ru/?p=88979 (дата обращения: 10.01.2024).

8) Мустафин Р. Между Алжиром и Марокко назревает война // Независимая газета. 19.01.2022. URL: https://www.ng.ru/world/2022-01-19/6_8349_algeria.html (дата обращения: 10.01.2024).

9) En Algérie, très forte hausse du budget de la défense prévue pour 2023 // Le Monde. 23.11.2022. URL : https://www.lemonde.fr/afrique/article/2022/11/23/en-algerie-tres-forte-hausse-du-budget-de-la-defense-prevue-pour-2023_6151208_3212.html (дата обращения: 10.01.2024).

10) Dépenses militaires : le PLF 2024 prévoit un budget stable // Le Desk. 20.10.2023. URL : https://ledesk.ma/enoff/depenses-militaires-le-plf-2024-prevoit-un-budget-stable/ (дата обращения: 10.01.2024).

11) Selon Catherine Colonna, la position française au sujet du Sahara est favorable au Maroc // Maroc Diplomatique. 16.12.2022. URL : https://maroc-diplomatique.net/selon-catherine-colonna-la-position-francaise-au-sujet-du-sahara-est-favorable-au-maroc/ (дата обращения: 10.01.2024).

12) Avec la fin annoncée de l’opération Barkhane, Alger pourrait être tenté de jouer un rôle plus actif au Sahel // Franceinfo.fr. 25.06.2021. URL : https://www.francetvinfo.fr/monde/afrique/mali/avec-la-fin-annoncee-de-loperation-barkhane-alger-pourrait-etre-tente-de-jouer-un-role-plus-actif-au-sahel_4677757.html (дата обращения: 10.01.2024).

13) Василенко А., Лукьянов Г. Международные организации во внешней политике Алжира // РСМД. 25.01.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnye-organizatsii-vo-vneshney-politike-alzhira/ (дата обращения: 10.01.2024).

14) Махмутова М.И. Марокканская стратегия «Юг — Юг»: развитие экономического партнерства и решение проблемы Западной Сахары // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 5. С. 168-185.

15) L’essentiel sur... les immigrés et les étrangers // Insee. 10.07.2023. URL : https://www.insee.fr/fr/statistiques/3633212 (дата обращения: 10.01.2024).

16) L’immigration marocaine en France // Observatoire de l’immigration et de la démographie. 23.01.2023. URL : https://observatoire-immigration.fr/immigration-marocaine-en-france/ (дата обращения: 10.01.2024).

17) L’immigration des Algériens // Observatoire de l’immigration et de la démographie. 06.03.2023. URL : https://observatoire-immigration.fr/limmigration-des-algeriens/ (дата обращения: 10.01.2024).

18) Нарочницкая Е.А., Федоров С.М. Новые контуры партийно-политической системы Франции. В: Европа в глобальной перестройке / под общ. ред. Ал.А. Громыко. М.: Весь мир, 2023. С. 46-47.

19) Чихачев А.Ю. Праздник, который уже не с тобой // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. № 1. С. 151-164.

20) En Algérie, Macron qualifie la colonisation de «crime contre l’humanité», tollé à droite // Le Monde. 15.02.2017. URL : https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/02/15/macron-qualifie-la-colonisation-de-crime-contre-l-humanite-tolle-a-droite-et-au-front-national_5080331_4854003.html (дата обращения: 11.01.2024).

21) Кузнецов В.А., Василенко А.И. Читая медленно Стора: проблемы исторической памяти в алжиро-французских отношениях в начале 2020-х годов // Международная аналитика. 2023. № 2. С. 73-96.

22) Communiqué conjoint. Déclaration d’Alger pour un Partenariat renouvelé entre la France et l’Algérie // Présidence de la République. 27.08.2022. URL : https://www.elysee.fr/admin/upload/default/0001/13/c540077902051d453022979c2fbf294b49ba8d9c.pdf (дата обращения: 11.01.2024).

23) Le PDG de Sonatrach reçoit la directrice générale de Engie // AlgérieEco. 14.12.2023. URL : https://www.algerie-eco.com/2023/12/14/le-pdg-de-sonatrach-recoit-la-directrice-generale-de-engie/ (дата обращения: 22.01.2024).

24) « Rente mémorielle » : l’Algérie rappelle son ambassadeur en France après des déclarations attribuées à Macron // Le Figaro. 02.10.2021. URL : https://www.lefigaro.fr/international/alger-rappelle-son-ambassadeur-en-france-pour-consultations-20211002 (дата обращения: 11.01.2024).

25) Sarkozy recommande de ne « pas bâtir une amitié artificielle » entre la France et l’Algérie // Jeune Afrique. 17.08.2023. URL : https://www.jeuneafrique.com/1473684/politique/sarkozy-recommande-de-ne-pas-batir-une-amitie-artificielle-entre-la-france-et-lalgerie/ (дата обращения: 11.01.2024).

26) Mostafavi H. Mohammed VI et Emmanuel Macron : roi mystère face à hyper président // L’Express. 22.09.2023. URL : https://www.lexpress.fr/monde/afrique/mohammed-vi-et-emmanuel-macron-roi-mystere-face-a-hyper-president-ML5ZZYRHZRGEBN3RAVYLEKLA6Q/ (дата обращения: 11.01.2024).

27) « Un peu homme, un peu femme », mais il n’assume rien : qui est vraiment Emmanuel Macron ? // Le 360. 21.09.2023. URL : https://web.archive.org/web/20230925101936/https://fr.le360.ma/monde/un-peu-homme-un-peu-femme-mais-il-nassume-rien-qui-est-vraiment-emmanuel-macron_FWLSIUMUQVBIBCQHFWD5GUHB24/ (дата обращения: 11.01.2023).

28) Aldebert M. « Les relations ne sont ni bonnes ni amicales » : la réponse glaciale de Rabat à Paris // Le Figaro. 03.03.2023. URL : https://www.lefigaro.fr/international/les-relations-ne-sont-ni-bonnes-ni-amicales-la-reponse-glaciale-de-rabat-a-paris-20230303 (дата обращения: 11.01.2024).

29) Les relations entre la France et le Maroc sortent de l’ère glaciaire // Le Monde. 29.11.2023. URL : https://www.lemonde.fr/afrique/article/2023/11/29/les-relations-entre-la-france-et-le-maroc-sortent-de-l-ere-glaciaire_6202900_3212.html (дата обращения: 11.01.2024).

30) Sylla A. Le Président français Emmanuel Macron bientôt en visite au Maroc ? // Challenge. 21.01.2024. URL : https://www.challenge.ma/le-president-francais-emmanuel-macron-bientot-en-visite-au-maroc-media-275168/ (дата обращения: 22.01.2024).

31) Op. cit. (Dépenses militaires…).

32) La diplomatie française au Maghreb, un périlleux exercice d’équilibriste // Le Point. 19.02.2023. URL : https://www.lepoint.fr/societe/la-diplomatie-francaise-au-maghreb-un-perilleux-exercice-d-equilibriste-19-02-2023-2509152_23.php#11 (дата обращения: 11.01.2024).

33) Emmanuel Macron, le président français qui ne comprenait pas le Maghreb — Par Fadwa Islah // Jeune Afrique. 28.08.2023. URL : https://www.jeuneafrique.com/1465120/politique/emmanuel-macron-le-president-francais-qui-ne-comprenait-pas-le-maghreb-par-fadwa-islah/ (дата обращения: 11.01.2024).

34) Conférence des Ambassadrices et des Ambassadeurs : le discours du Président Emmanuel Macron // Présidence de la République. 28.08.2023. URL : https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2023/08/28/conference-des-ambassadrices-et-des-ambassadeurs-le-discours-du-president-emmanuel-macron (дата обращения: 11.01.2024).

_______________________________________________________________________________________________________________________

Фото с сайта www.elysee.fr (Présidence de la République) и из канала в Twitter Президента Французской Республики @Elysee.
Последние блоги