Балавина Ева
1 октября 2024
Предлагаем Вашему вниманию пятнадцатую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.
Пятнадцатый выпуск подготовила Ева Константиновна Балавина — студентка факультета международных отношений СПбГУ (2021-2025 гг.).
Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).
«Французский архипелаг»: форпост или ахиллесова пята Индо-Тихоокеанской стратегии Эммануэля Макрона?
В мае 2024 г. внимание мировых СМИ было приковано к событиям, которые развернулись в одной из самых удаленных от Парижа провинций — Новой Каледонии. Беспорядки, вызванные противоречивым проектом конституционной реформы по расширению электората на местных выборах, стали предметом широких обсуждений, особенно в связи с тем, что кризисных тенденций во взаимодействии центра и периферии становится все больше.
Новая Каледония — не единственная проблемная точка на карте французских владений, но ярко продемонстрировавшая те проблемы, которые стоят перед Э. Макроном не только в выстраивании диалога между Парижем и заморскими территориями, но и в реализации Индо-Тихоокеанской стратегии Франции. Социально-экономическое неравенство, сепаратистские настроения и колониальные травмы неизбежно порождают трудности для Елисейского дворца.
«Заморье» на службе внешнеполитических приоритетов
Прежде всего, стоит дать небольшую справку о правовом статусе заморских владений Франции. Тринадцать территорий, расположенных в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, а также Южной Америке и Антарктиде, относятся к четырем широким группам:
• заморские департаменты-регионы (Départements ou Régions français d'Outre-Mer, или DROM) — Гваделупа, Майотта, Мартиника, Реюньон, Французская Гвиана — аналогичный статус департаментов и регионов на материковой Франции;
• заморские сообщества (Collectivités d'Outre-Mer, или COM) — Сен-Бартелеми, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Французская Полинезия — более широкая автономия по сравнению с предыдущей группой;
• административно-территориальное образование с особым статусом (Collectivité sui generis) — Новая Каледония;
• отдельно выделяемые Французские Южные и Антарктические земли и атолл Клиппертон (данные территории не имеют постоянного населения).
В попытке представить собственное видение будущих отношений между Парижем и «заморьем» Э. Макрон подчеркивал особое положение Пятой республики на мировой арене, основанное на присутствии во всех частях света. Идея «французского архипелага», которая должна стать общей философией для всех сограждан (концевая сноска 1), выступает не только как веское обоснование амбициозных планов Парижа в каждом из регионов мира, но и как фундамент для единства. Франция нуждалась в новых нарративах, чтобы продемонстрировать свою адаптацию к современным вызовам, а также заявить о себе партнерам и мировой общественности, которые по большей части не имеют представления о масштабах «французского архипелага» и его границах от Африки до Южной Америки. Географически обоснованные приоритеты стали для Э. Макрона уникальными инструментами позиционирования, центры которого располагаются далеко не в Париже (концевая сноска 2).
В контексте растущего интереса к Индо-Пацифике сформулированная идея приобрела особое значение. Президент заявил, что «Франция — великая индо-тихоокеанская держава», поскольку в Индо-Пацифике располагаются непосредственные владения страны с населением 2 млн человек (Майотта, Новая Каледония, Реюньон, Уоллис и Футуна, Французская Полинезия), а также ¾ от всей ее исключительной экономической зоны. Как следовало из слов Э. Макрона, Франция не могла остаться в стороне от «глубоких перемен и новых возможностей» в регионе (концевая сноска 3).
Париж, предлагая партнерам «третий путь» — доверительное сотрудничество вне противостояния Китая и США, а также защиту независимости и суверенитета всех средних и малых государств региона, таких как Фиджи, Вануату, Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга и многих других, тем самым играя роль балансирующей державы, — стремится присутствовать на «историческом свидании», где фактически происходит переустройство мирового порядка (концевая сноска 4). Заморские территории удачно дополняют амбиции центра и становятся важными элементами в реализации Индо-Тихоокеанской стратегии. Э. Макрон предлагал масштабные проекты с учетом местных особенностей, а обещания по пересмотру конституции в пользу большей децентрализации обнадеживали местных жителей.
Вместе с тем к концу первого президентского срока Э. Макрона, когда в период пандемии вопрос о существенной разнице в уровне жизни на материковой Франции и на периферии вновь оказался на повестке дня, общее доверие к предложениям и обещаниям Елисейского дворца значительно снизилось. Нарастающее недовольство сограждан, не увидевших за пять лет изменений в повседневной жизни, еще сильнее подогревало острые темы, обсуждаемые центром и «заморьем». Говоря о растущих индо-тихоокеанских амбициях, местные элиты все чаще поднимают вопрос о соответствии между навязываемыми с материка геополитическими приоритетами и собственными интересами в поиске новых партнеров и в управлении стратегическими ресурсами.
Таким образом, «французский архипелаг», призванный в какой-то степени легитимизировать действия и решения Парижа на международной арене, постепенно становится не выигрышным стартовым условием, а даже бременем. С этим наследием предыдущего президентского срока Э. Макрону приходится иметь дело сейчас.
Новая Каледония, охваченная огнем
Если вернуться к событиям в Новой Каледонии, то прежде всего важно подчеркнуть значение, которым Париж наделяет архипелаг. Неслучайно именно во время визита Э. Макрона в Нумеа в 2018 г. была официально оформлена Индо-Тихоокеанская стратегия Пятой республики, а роль Новой Каледонии обозначена в качестве рычага влияния на регион (концевая сноска 5). Архипелаг представляет особый интерес в связи с наличием больших запасов никеля — критически важного сырьевого материала. В определении роли Новой Каледонии в Индо-Тихоокеанской стратегии перед центром стояла важная задача не допустить поступления рискованных «внешних» инвестиционных предложений, преимущественно со стороны Китая. Повышенное внимание к развитию богатой территории позволило бы Парижу дополнительно закрепить статус индо-тихоокеанской державы в формировании оси благоприятных для центра партнерств со странами Океании, преимущественно с Папуа — Новой Гвинеей, Фиджи и Вануату (концевая сноска 6).
Между тем основная проблема данной территории связана с ее особым правовым статусом в составе Франции, зафиксированным Нумейским соглашением 1998 г. (право получения независимости посредством референдума через 20 лет после подписания документа). Следуя всем положениям данного соглашения, в 2018 г. состоялось первое голосование по вопросу о суверенитете Новой Каледонии, где было получено большинство голосов «против». Ситуация имела шанс разрешиться на последующих двух референдумах 2020-го и 2021 г., но во второй раз результат в процентном отношении оказался таким же, а в третий канаки, выступающее за независимость коренное население, и вовсе бойкотировали плебисцит из-за недовольства введенными в годы пандемии мерами (концевая сноска 7). В 2024 г. предложение по предоставлению права участвовать на региональных выборах тем, кто живет на архипелаге более 10 лет (преимущественно французам с материка), создало острый политический кризис, который сопровождался крайне взрывоопасной социально-экономической ситуацией, связанной в том числе и с вопросом идентичности канаков.
На фото: По состоянию на конец июня в магазине в Новой Каледонии разрешается взять не более двух бутылок молока, время пребывания в супермаркете не должно превышать 15 минут. Ситуация связана с перебоями поставок продуктов в торговые точки.
В беспорядках Париж обвинил достаточно далекую от контекста Индо-Пацифики сторону — Азербайджан. В 2023 г. в Баку прошла конференция «На пути к полной ликвидации колониализма» с целью «поддержки справедливой борьбы народов, страдающих от колониальной политики Франции». В мероприятии приняли участие представители основных политических сил Новой Каледонии, выступающие за независимость. После того, как во время протестов были замечены азербайджанские флаги, министр внутренних дел и заморских территорий (в 2020-2024 гг.) Ж. Дарманен заявил о «сделке» каледонских сепаратистов с Баку. Ответ из Страны огней был ожидаемо резким, с полным опровержением «необоснованных и оскорбительных обвинений» (концевая сноска 8). Подобного рода упреки со стороны Парижа действительно возникли не на пустом месте, но примечательно, что не самые активные игроки в регионе могут влиять даже на внутриполитическую обстановку.
Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует контраст между геополитическими амбициями и реальными возможностями французской стороны. В такой высококонкурентной среде, как Индо-Пацифика, любая неопределенность относительно будущего правового статуса Новой Каледонии может только ослабить доверие к общему позиционированию Франции в регионе (концевая сноска 6). Отказ от пересмотра результатов трех референдумов показывает, что для Э. Макрона неприемлемо терять один из форпостов государства, однако утрата контроля над ситуацией вынуждает его переходить к все более решительным действиям.
Французская Полинезия — следующая горячая точка?
Во время визита во Французскую Полинезию в 2021 г. Э. Макрон подчеркивал, что заморское сообщество является важным звеном в Индо-Тихоокеанской стратегии в роли надежного союзника в борьбе с китайским влиянием в регионе (концевая сноска 10). Пекин достаточно активен в развитии проектов в некоторых соседних с Таити странах, таких как Вануату, Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы острова и Тонга. После безуспешных из-за «кризиса подлодок» и основания AUKUS попыток создать ось Франция — Индия — Австралия планы Э. Макрона были скорректированы в пользу построения оси партнерства с участием Вануату и Папуа — Новой Гвинеи. Удачное географическое положение Полинезии должно подкрепить усилия центра в привлечении партнеров к «третьему пути» в терминах Индо-Тихоокеанской стратегии Парижа (концевая сноска 11).
Однако такая позиция пока не находит прямой поддержки в Папеэте. В 2023 г. на выборах в Ассамблею Французской Полинезии выступающая за независимость партия «Независимый фронт освобождения Полинезии» получила большинство в местном парламенте. Считается, что неожиданный успех сепаратистских сил обусловлен острыми социально-экономическими проблемами: более ¼ жителей данной территории, где потребительские цены выше, чем в материковой Франции, на 30%, находится за чертой бедности (концевая сноска 9).
Новый президент островов М. Бротерсон подчеркнул, что Индо-Тихоокеанской стратегии «не хватает ясности», особенно в контексте роли в ней Французской Полинезии и дальнейшего выстраивания внешних связей с Поднебесной (концевая сноска 12). Любопытно, что похожие заявления звучали и со стороны канаков. Эксперты же и вовсе утверждают, что если в Новой Каледонии все-таки произойдет пересмотр статуса, то на Таити неизбежно последуют этому примеру (концевая сноска 13).
Майотта: маленький остров и большие проблемы
В не менее затруднительном положении Париж оказывается и на Майотте — спорной территории, на которую претендует Союз Коморских Островов. Принимая во внимание этот факт, политика в отношении данного департамента и одновременно региона выстраивается достаточно деликатно. Определенно на руку центру играет то, что жители Майотты неоднократно выражали согласие остаться в составе Франции. Несмотря на это, остров является проблемной территорией с крайне низким уровнем экономического и социального развития: 84% населения проживает за чертой бедности, отмечается отсутствие доступа к пресной воде и адекватной медицинской помощи.
Департаменту в рамках общей Индо-Тихоокеанской стратегии отводилась роль удобного логистического центра за счет удачного географического положения (концевая сноска 14). Возрождение интереса к острову также обусловлено нахождением неподалеку в Мозамбикском проливе, перспективного нефтяного месторождения. Для защиты интересов на стратегическом маршруте была создана обширная сеть наблюдения, позволяющая контролировать весь Индийский океан и большую часть африканского континента. Министерство вооруженных сил Франции утверждает, что расширение военного присутствия необходимо для борьбы против пиратства и незаконной торговли, а также в целях «противодействия китайскому влиянию» (концевая сноска 15). Однако реальная обстановка на Майотте вносит свои коррективы: из-за проблем в области управления порт Лонгони, который должен был стать опорным на западе Индийского океана, терпит колоссальные убытки, принимая всего лишь 75 тыс. грузовых контейнеров в год. Для сравнения: порт Валлетта на о. Мальта, пример выдающегося управления на маленькой территории, обрабатывает 2,7 млн контейнеров в год (концевая сноска 16).
Помимо некачественного управления, остро стоит вопрос неконтролируемой миграции из Африки и с соседних Коморских островов. Для борьбы с нелегалами на Майотте уже дислоцировано 1,6 тыс. жандармов и полицейских, что даже больше, чем в Ницце, Монпелье и Ренне вместе взятых (концевая сноска 17). Ж. Дарманен видел один из вариантов решения проблемы в отмене на острове принципа jus soli с целью снижения привлекательности территории для потенциальных иммигрантов. В действительности же у центра не остается другого выбора, кроме как ввести многоуровневую систему гражданства в рамках единой Франции, поскольку контроль над ситуацией практически полностью утерян (концевая сноска 18).
Реюньон в центре индоокеанской интеграции
Острову, имеющему статус самого отдаленного департамента и одновременно региона, центр всегда уделял особое внимание. За счет расположения там военно-морской базы неоднократно подчеркивалась роль Реюньона в интеграции островов юго-запада Индийского океана (Мадагаскар, Маврикий, Сейшелы, Мальдивы, Коморы и др.) — «фундамента и трамплина» для будущего экономического и политического развития региона (концевая сноска 19).
Э. Макрон на форуме Choose la Réunion в 2019 г. не отказался от намерений своих предшественников и подчеркнул, что стратегически важный остров нуждается в особом внимании со стороны инвесторов. По задумке президента, для повышения привлекательности этой территории и реализации ее экономического потенциала, необходимо создавать из нее транспортно-логистический хаб, развивать гуманитарные, туристические, образовательные и научные связи (концевая сноска 20). С этой целью Реюньон расширяет присутствие в межправительственных региональных организациях, например, в Комиссии стран бассейна Индийского океана, что отличает его от Майотты, имеющей расплывчатый статус и тем самым значительно ограниченной в действиях.
На фото: Э. Макрон на форуме Choose la Réunion в 2019 г.
Однако, несмотря на обширные планы, обстановка на острове приближена к реалиям той же Майотты: высокие цены, большой процент людей, живущих в бедности, безработица, вспышки болезней, регулярные беспорядки. В 2023 г. разгорелся миграционный скандал, когда к острову прибыло шесть кораблей из Шри-Ланки с 275 людьми на борту, попросившими убежище. Административный персонал был не готов к такому количеству запросов: сказалось отсутствие должной правовой и языковой подготовки кадров (концевая сноска 21). Затруднения в процедуре предоставления убежища совпали с тревожными сообщениями от региональных правозащитных организаций о злоупотреблениях одного из полицейских подразделений Реюньона — Рабочей группы по осуществлению мер по высылке (Le Groupe de recherche pour l’exécution des mesures d’éloignement, или GRE). Ее сотрудники под видом почтальонов обходят дома, где предположительно проживают иностранные граждане, которых они помещают под стражу с целью проверки права на пребывание. В большинстве случаев задержание заканчивается депортацией (концевая сноска 22).
Примечательно, что в центре репрессивная миграционная политика местных властей и проблемы в области управления остаются незамеченными. Жители, в свою очередь, старались обратить внимание сограждан на определенные сложности: отмечается, что именно на Реюньоне в годы пандемии в социальных сетях наблюдался один из наиболее высоких уровней недоверия населения к местным и центральным властям по сравнению с остальными регионами (концевая сноска 23). Во многом только широкое присутствие французского военного контингента позволяет держать остров управляемым.
***
Индо-Пацифика в годы президентства Э. Макрона стала одним из ведущих внешнеполитических направлений Франции. Только за последние полтора года в рамках турне по Океании президент посетил такие страны как Вануату, Папуа — Новая Гвинея и Шри-Ланка, в то время как министр иностранных дел Пятой республики К. Колонна (в 2022-2024 гг.) совершила визит на Фиджи. Э. Макрон также стал первым главой государства ЕС, приглашенным на саммит АТЭС в Таиланде в 2022 г. Кроме того, Франция вошла в круг стран-наблюдателей на неформальных встречах министров обороны АСЕАН+ (концевая сноска 24). Данные контакты на текущем этапе можно считать Индо-Тихоокеанской стратегией президента в действии.
На этом фоне заморские владения в Индо-Пацифике были призваны стать форпостом для решения многих задач, прежде всего по формированию «третьего пути» — оси благоприятных партнерств со странами региона — и сдерживанию китайского влияния. Ставилась цель развивать их как транспортно-логистические и сырьевые центры, привлекать инвестиции в разные отрасли.
Особая активность, громкие заявления и грандиозные проекты подчеркивают приоритетность данного вектора, но вопрос о том, насколько эти меры эффективны и учитывают сложные реалии территорий, такие как сепаратистские настроения, низкий уровень социально-экономического развития и др., остается открытым. Париж оказался в плену институциональной зависимости из-за статуса широкой автономии, которым пользуются территории и который они планируют расширять и далее (концевая сноска 6), поэтому предлагаемые центром решения зачастую встречают противодействие на местном уровне и рост напряженности. В такой ситуации, как отмечает исследователь А.В. Губин, Елисейский дворец не демонстрирует склонности к продуктивному диалогу и даже готов применять силу, как ярко иллюстрируют последние события в Новой Каледонии, — рассчитывая на то, что мировое сообщество не обратит внимания на кризисы в отдаленных районах (концевая сноска 25).
Нередко обозреватели утверждают, что «над остатками Французской империи садится солнце» (концевая сноска 26), намекая на то, что текущие трудности категорически непреодолимы в обозримом будущем, а отсутствие прочного идейного фундамента ускорит процесс «распада». Тем не менее, как представляется, у Парижа все еще остается достаточно пространства для маневра с целью сглаживания углов в особо острых вопросах. Можно лишь предполагать, каких результатов удалось бы добиться Э. Макрону, если бы не многочисленные отсрочки в деле серьезного решения насущных проблем этих территорий. Так или иначе, хотя первоначальные амбиции президента Франции в отношении заморских владений, несомненно, во многом отошли в прошлое, в реализации Индо-Тихоокеанской стратегии обойти их стороной невозможно, а значит, французскому руководству придется и далее пытаться заполучить хрупкое доверие «заморья».
Ссылки:
1) Discours du Président de la République lors de la restitution des assises des Outre-mer // Élysée. 29.06.2018. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/06/29/discours-du-president-de-la-republique-lors-de-la-restitution-des-assises-des-outre-mer (дата обращения: 01.10.2024).
2) Lechervy C. La place des Outre-mer océaniens dans la politique Indo-Pacifique de la France // Revue Défense Nationale. 2019. № 8 (823). P. 18-19.
3) Чихачев А.Ю. Основы современной внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 1 (838). С. 113-114.
4) La stratégie indopacifique de la France // Vie Publique. 15.06.2024. URL: https://www.vie-publique.fr/parole-dexpert/294622-la-strategie-indopacifique-de-la-france-par-celine-pajon#la-mont%C3%A9e-en-puissance-de-la-chine-et-la-doctrine-macron (дата обращения: 01.10.2024).
5) Discours du Président de la République, Emmanuel Macron, sur la Nouvelle-Calédonie à Nouméa // Élysée. 05.05.2018. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/05/05/discours-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-sur-la-nouvelle-caledonie-a-noumea (дата обращения: 01.10.2024).
6) Péron-Doise M. Emmanuel Macron en Océanie : recalibrer les ambitions indopacifiques de la France à l’aune d’un ancrage néo-calédonien national et régional // Institut de Relations Internationales et Stratégiques. 26.07.2023. URL: https://www.iris-france.org/177282-emmanuel-macron-en-oceanie-recalibrer-les-ambitions-indopacifiques-de-la-france-a-laune-dun-ancrage-neo-caledonien-national-et-regional/ (дата обращения: 01.10.2024).
7) Mosnier C. Référendum en Nouvelle-Calédonie : avec une très forte abstention, le Non l'emporte pour la troisième fois à 96,5% // Franceinfo. 12.12.2022. URL: https://la1ere.francetvinfo.fr/nouvellecaledonie/referendum-en-nouvelle-caledonie-avec-une-tres-forte-abstention-le-non-l-emporte-pour-la-troisieme-fois-resultats-partiels-1178869.html (дата обращения: 01.10.2024).
8) Nouvelle-Calédonie : Darmanin accuse l'Azerbaïdjan d'ingérence dans les émeutes, Bakou dénonce les accusations «infondées» // Le Figaro. 16.05.2024. URL: https://www.lefigaro.fr/politique/nouvelle-caledonie-darmanin-accuse-l-azerbaidjan-d-ingerence-dans-les-emeutes-20240516 (дата обращения: 01.10.2024).
9) Boichot L. Pourquoi la victoire indépendantiste en Polynésie contrarie les ambitions de Macron // Le Figaro. 28.04.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/politique/pourquoi-macron-craint-une-victoire-independantiste-en-polynesie-20230428 (дата обращения: 01.10.2024).
10) Le Corre A. « Macron est sur un terrain favorable en Polynésie car les promesses de la Chine n'ont pas été tenues » // Le Figaro. 03.08.2021. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/macron-est-sur-un-terrain-favorable-en-polynesie-car-les-promesses-de-la-chine-n-ont-pas-ete-tenues-20210803 (дата обращения: 01.10.2024).
11) Milhiet P. La Polynésie et la Nouvelle-Calédonie au cœur de la stratégie indopacifique française // Les Grands Dossiers de Diplomatie. 2023. № 75. P. 41.
12) Izambard A. Chine, Macron, stratégie indo-pacifique… Les confidences du président de Polynésie // Challenges. 26.07.2023. URL: https://www.challenges.fr/monde/chine-macron-strategie-indo-pacifique-les-confidences-du-president-de-polynesie_862680 (дата обращения: 01.10.2024).
13) Milhiet P. French Polynesia’s New Pro-Independence Leadership // The Diplomat. 10.05.2023. URL: https://thediplomat.com/2023/05/french-polynesias-new-pro-independence-leadership/ (дата обращения: 01.10.2024).
14) Зверева Т.В. Современные подходы Франции к разрешению территориальных споров // Современная Европа. 2020. № 5. С. 161.
15) Mayotte, un maillon essentiel de la stratégie française dans l'océan Indien // Franceinfo. 22.02.2024. URL: https://la1ere.francetvinfo.fr/mayotte-un-maillon-essentiel-de-la-strategie-francaise-dans-l-ocean-indien-1466796.html (дата обращения: 01.10.2024).
16) Folliot M.P., Petrus A., Phinera-North M.-L. Rapport d'information fait au nom de la délégation sénatoriale aux outre-mer sur les outre-mer au cœur de la stratégie maritime nationale. Paris: Sénat, 2022. P. 91-92.
17) Mayotte : début de la nouvelle opération contre l’insécurité et l’immigration irrégulière // La Croix. 16.04.2024. URL: https://www.la-croix.com/france/mayotte-debut-de-la-nouvelle-operation-contre-l-insecurite-et-limmigration-irreguliere-20240416 (дата обращения: 01.10.2024).
18) Fabricius P. La France envisage de mettre fin au droit du sol à Mayotte // Institut d'études de sécurité. 01.03.2024. URL: https://issafrica.org/fr/iss-today/la-france-envisage-de-mettre-fin-au-droit-du-sol-a-mayotte (дата обращения: 01.10.2024).
19) Nicaise S. Les outre-mer français à la croisée des chemins // Études. 2018. № 11. P. 26-27.
20) Discours du Président Emmanuel Macron dans le cadre de Choose La Réunion // Élysée. 23.10.2019. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2019/10/23/choose-la-reunion-unis-dans-lespace-indo-pacifique (дата обращения: 01.10.2024).
21) Goreau-Ponceaud A., Corbet A. À La Réunion, des Sri Lankais victimes des déficiences de la politique migratoire // The Conversation. 12.11.2023. URL: https://theconversation.com/a-la-reunion-des-sri-lankais-victimes-des-deficiences-de-la-politique-migratoire-216293 (дата обращения: 01.10.2024).
22) Le Groupe de Recherche pour l’exécution des mesures d’éloignement : une spécifité réunionnaise // La Cimade. 21.08.2023. URL: https://www.lacimade.org/le-groupe-de-recherche-pour-lexecution-des-mesures-deloignement-une-specificite-reunionnaise/ (дата обращения: 01.10.2024).
23) Idelson B. Méfiance et défiance vis-à-vis de l’autorité de santé : la Covid-19 dans l’espace médiatique réunionnais // Hermès. 2021. № 88. P. 264.
24) Зуева К.П., Тимофеев П.П. Французская защита: внешняя политика Э. Макрона в 2022-2023 гг. // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2023. № 3. С. 73.
25) Губин А.В. Индо-тихоокеанские мечты Франции: опасные заблуждения или альтернативная реальность? // Российский совет по международным делам. 23.08.2024. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indo-tikhookeanskie-mechty-frantsii-opasnye-zabluzhdeniya-ili-alternativnaya-realnost/ (дата обращения: 01.10.2024).
26) Miller J. Macron’s empire is falling apart // The Spectator. 24.05.2024. URL: https://www.spectator.co.uk/article/macrons-empire-is-falling-apart/ (дата обращения: 01.10.2024).
Фото с сайта www.elysee.fr и из социальной сети X (аккаунт @ThomasJamesFR).