Fr Fr

Глава 4. Регионы

Ващук Ангелина
1 ноября 2018

"Северокорейские трудовые мигранты в России"

Российское правительство продело большую работу, чтобы пребывание трудовых мигрантов из КНДР ввести в рамки миграционного законодательства с учетом новых социально-экономических реалий, политических взаимоотношений, а также исторического опыта пребывания северных корейцев на Дальнем Востоке и в Сибири. В 1997 г. между Правительствами РФ и КНДР было заключено Соглашение о взаимных поездках граждан, и поездки были переведены на визовую основу. После того, как 31 декабря 1998 г. прекратило действие шестое межправительственное соглашение о совместных лесозаготовках, соответствующие службы провели работу по сворачиванию деятельности лесозаготовительного представительства и по вывозу самих лесорубов на родину. Однако в 2000-е годы устойчивые межгосударственные отношения в области трудовой миграции продолжались, они строились на заинтересованности российских предпринимателей и прагматизме руководства КНДР, которое труд своих граждан за рубежом рассматривает как один из путей социальной поддержки определенной части общества, и как один из каналов пополнения валюты. Граждане КНДР осуществляют трудовую деятельность в России на основе межправительственного Соглашения от 31 августа 2007 г. и Федерального закона РФ от 28 ноября 2009 г. N 299-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства», вступившего в силу 13 декабря 2009 г.

Деятельность и условия пребывания северных корейцев в РФ, включая их оплату труда, а также приобретение валюты на внутреннем рынке и её вывоз мигрантами регулируется Соглашением 2007 г. Российские службы следят за соблюдением норм въезда и выезда, режима пребывания, соблюдения квоты, выдачи разрешений на работу. Компании, которые дают работу трудовым мигрантам в России, готовят для них рабочие места, жилье (чаще всего общежития и приспособленные здания для жилья), разрешительные документы, приглашения. Северокорейская сторона до настоящего времени готовила претендентов, которые должны знать азы русского языка и культуры. Отправку рабочих за рубеж осуществляют государственные кампании и самая известная из них «Рыннадо». Корейцы проходили медкомиссию, члены комиссии изучали их на предмет моральной устойчивости. Хотя по данным экспертов, в условиях трансформации северокорейского общества стала распространяться практика дачи взятки чиновникам, чтобы выехать на работу в Россию. Это свидетельствует о поездке на заработки в Россию как определенной ценности в современном северокорейском обществе. Правительство КНДР демонстрирует заинтересованность в сохранении миграционных отношений с Россией, но действует с учетом новых реалий.

Численность и сферы занятости

Вопрос о численности этого трудового иностранного сегмента на российском рынке труда по-прежнему остается не простым. Рассматриваемый трудовой поток отличается наименьшими показателями теневой составляющей по сравнению с другими, но в публикациях Росстата можно найти лишь мизерную часть информации. Информационные ресурсы (включая ответы УФМС на наши запросы, изученные экспертные мнения, полевые материалы) позволяют судить в основном на уровне тенденций. В течение последних 8 лет численность северокорейских трудовых мигрантов в России не выходила за пределы 37 тыс. чел., наблюдались определенные всплески и снижения (рис. 1). Начиная с 2014 г. проявляется тенденция стабилизации, а небольшие колебания динамики в ту или другую сторону можно объяснить политикой безопасности принимающей стороны и субъективными факторами (выделение квот для этой страны, выполнение их регионами, масштабы конкретных проектов в РФ и используемые практики на строительных объектах, в других отраслях и др.). В конце 2017 г., когда Россия приняла решение присоединиться к санкциям по КНДР, на её территории трудилось 32 тыс. чел., имеющих разрешение на работу. Механизм квотирования в России определяет ограничения для работников из КНДР, впрочем, как для всех иностранных неквалифицированных работников. Доля северных корейцев в общей численности иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в РФ, не превышает 2,2%, за исключением Сахалина (6%) и Приморья (8,9%).

Рис. 1.
Распределение трудовых мигрантов из КНДР по российским регионам в течение последних пяти лет было крайне неравномерным, хотя по сравнению с советским периодом география деятельности граждан КНДР в России значительно расширилась. В конце 2017 г. 53% работавших из КНДР приходится на Дальний Восток и Иркутскую область (рис. 2). Наибольшая часть корейцев трудится на территории Приморского края (имеющего границу с КНДР), в отдельные годы число работников из соседнего государства здесь достигало 12 тыс. чел. Сегодня они играют серьезную роль на рынке труда края, особенно в секторе строительства объектов жилья социального. Например, в 2010 г. наблюдался приток на строительство объектов Саммита-12 во Владивостоке. Колебания численности прослеживались в зависимости даже от видов выполняемых работ на разных объектах по годам (корейцы специализируются на работах с монолитным бетоном и выполняют отделочные работы).


Рис. 2.
Рабочие в Приморье были также задействованы в рыбообрабатывающей отрасли, например, на предприятиях Доброфлота, в основном на участках марикультуры, переборки уловов, рыбообработки. В Амурской области на конец 2017 г. (из 708 чел. 60% заняты в лесной отрасли, 3,6% в сельском хозяйстве) численность северных корейцев, традиционно работавших в области, сократилось в два раза по сравнению с 2014. Тенденция сокращения численности работников из страны-донора наблюдалась также в Хабаровском крае, где в конце 2017 г. трудилось 1,9 тыс. чел., в основном в строительстве и лесной отрасли. В 2017 г. получили разрешение работать на Сахалине 2,1 тыс. чел. Граждане КНДР работают в Иркутской области, преимущественно в строительстве, незначительная часть задействована в организациях лесного комплекса или в сфере ресторанного бизнеса.

Трудовые мигранты из КНДР активно привлекались предпринимателями в строительство объектов в городах-миллиониках, где реализовывались крупные проекты. Так, в Петербурге и Ленинградской области около 15 компаний приглашали северных корейцев на работу на стройки. Численность привлеченной рабочей силы колебалась в последние два года от 2 до 4 тыс. человек. Есть города, где северных корейцев мало, например, Нижний Новгород: около 300 человек, задействованных в швейном производстве.

Пребывание трудовых мигрантов в 2007-2017 гг. сопровождалась признаками трансформация их поведения, что наиболее заметно проявлялось в Приморском крае. В условиях рыночных отношений развивалась тенденция уменьшения изолированности мигрантов от принимающего сообщества, хотя не всегда явная (более свободное передвижение в городах, вовлечение трудовых мигрантов в потребительскую культуру). Можно наблюдать сцены, когда группа северных корейцев с приобретенными товарами на рынках нанимают такси или отъезжают на родину с солидным багажом. Официантки в ресторанах хорошо общаются на русском языке, исполняя российские песни. В разных практиках происходило встраивание их в повседневные структуры, связанное с рынком труда. Хотя сами корейцы в основной своей массе не проявляют особой активности для расширения контактов с местным населением, но на уровне бытовой повседневности происходит невольное общение с россиянами.

Условия работы и проживания

Северные корейцы соглашаются на более длительный рабочий день, который превышает восьмичасовой день по договоренности с подрядчиком. Их заработная плата как и других иностранных рабочих отличается по регионам России в зависимости от отрасли и принимающей кампании. В строительной отрасли она в среднем составляет 20 тыс. руб., рыбообрабатывающей 19-20 тыс. Но есть кампании, где заработная плата у трудовых мигрантов при 12- часовом рабочем дне значительно выше (на стройках Приморья зарабатывают около 50-тыс рублей). Бытовые условия трудовых мигрантов также неодинаковы, степень обустройства отличается в зависимости от принимающей кампании. Например, на строительстве кампуса ДВФУ они жили практически в одинаковых бытовых условиях с выходцами из Узбекистана. Условия общежития «советского типа» были у занятых на рыбзаводе (п. Зарубино, Приморский край). Если сравнить их быт с условиями китайских работников, занятых в сельском хозяйстве Приморья, то они у первых были даже лучше. Те, кто работает на предприятиях лесной и рыбообрабатывающей отраслей фактически находятся в одинаковых условиях с трудовыми мигрантами из других стран, но при этом северокорейские рабочие, как правило, заняты на более тяжелых физических работах. Есть факты и суровых бытовых условий жизни корейцев, когда предприниматели экономят на бытовом обустройстве работников из КНДР (например, на некоторых стройках Санкт-Петербурга). Вместе с тем таковы порядки и отношение к иностранной рабочей силе большинства бизнесменов в развивающейся рыночной системе в любой стране.

Близится ли конец трудовой миграции из КНДР в Россию?

Россия в ущерб экономическим интересам ее регионов вынуждена выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении КНДР (11 сентября 2017 г.), в частности по ограничению контрактов на работу её гражданам. В октябре 2017 г. президент России В.В. Путин подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции. Россия приостанавливает въезд северных корейцев с целью работы и на основании ст. 4 вышеупомянутого Соглашения правительство КНДР было уведомлено. Разработан механизм постепенного сокращения численности северных корейцев на территории РФ; новые заявки на 2018 г., поступившие из регионов, не были утверждены, к 2019 г. эти трудовые мигранты должны покинуть РФ. Уход северных корейцев, особенно с дальневосточного рынка труда, может негативно отразиться на обеспечении кадрами строительной и рыбообрабатывающей отраслях, возрастут цены на строительство жилья и ремонт квартир, большую часть которых делали северные корейцы. Несмотря на то, что доля корейских рабочих не очень высока, всего 6-8% от привлекаемой иностранной рабочей силы на Дальний Восток, перед некоторыми работодателями все-таки встанет вопрос о замещении выпадающей рабочей силы.