Fr Fr

Рубрика "Новый взгляд" — Выпуск №13: "Фермерские протесты начала 2024 г.: какие проблемы стоят перед французским агропромом?"

Диго Полина Диго Полина
2 мая 2024
Предлагаем Вашему вниманию тринадцатую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.

Тринадцатый выпуск подготовила Диго Полина Викторовна — студент МГИМО МИД России факультета «Международные отношения» (2020-2024 гг.) с углубленным изучением французского региона.

Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).

Фермерские протесты начала 2024 г.: какие проблемы стоят перед французским агропромом?

В январе 2024 г. Францию всколыхнула новая волна забастовок. На этот раз они стали выражением опасений фермеров, которые остаются значимой частью французской рабочей силы (2,5%) (концевая сноска 1). Отметим, что отличительной чертой аграриев является их традиционная поддержка французских властей, поэтому их выступления можно считать незаурядным явлением.

Масштабные акции протеста начались на периферии 18 января 2024 г., когда ряд национальных трасс был заблокирован сельскохозяйственной техникой, после чего последовали перебои с поставками продуктов. Ситуация набирала обороты, и к 29 января крупнейший французский аграрный профсоюз FNSEA (франц.: Fédération Nationale des Syndicats d’Exploitants Agricoles; рус.: Национальная федерация профсоюзов фермеров) и организация JA (франц.: Les Jeunes Agriculteurs; рус.: «Молодые сельхозпроизводители») заявили о своей готовности идти на Париж (концевая сноска 2). Правительство во главе с Габриэлем Атталем, премьер-министром Франции с 9 января 2024 г., пошло на диалог с протестующими. Были проведены встречи с представителями аграриев, в частности с председателем FNSEA Арно Руcсо, а также приняты срочные меры по удовлетворению некоторых требований фермеров и улучшению их социального положения (концевая сноска 3).

Казалось, шторм утих: французские аграрии заняли выжидательную позицию и следят за реализацией обещаний Г. Атталя. Однако коренные причины протестов так и не были устранены, поэтому до сих пор нельзя с уверенностью утверждать, что они не повторятся в обозримом будущем.
Общая ситуация в сельскохозяйственной отрасли Франции

Манифестации аграриев начались на фоне не самой благополучной ситуации в сельскохозяйственной отрасли Франции. В 2021 г. в стране доля фермерских домохозяйств, живущих за чертой бедности, достигла 17,4% (13,9% в домохозяйствах рабочих, 12,1% — служащих) (концевая сноска 4). Пятая часть французских семей, живущих за чертой бедности, приходится на аграриев.

Франция традиционно занимает ведущие места в ЕС и мире в целом по производству сельскохозяйственной продукции, и защита интересов фермеров является для нее важным национальным приоритетом. Так, Франция на протяжении 10 лет лидирует среди европейских стран в производстве ряда наименований сельхозпродукции (68,8 млрд евро, или 17,9% совокупного показателя ЕС, в 2021 г.) (концевая сноска 5), в частности пшеницы, картофеля, говядины, сахара, ячменя. Страна занимает второе место в Европе по рыболовству (март 2024 г.), а также производству кукурузы, яиц, молока, трав (2021 г.) и третье — по производству овощей, фруктов, свинины и баранины (2021 г.) (концевая сноска 6). Франция имеет после Испании самые обширные по площади органические земли: на Испанию в 2019 г. приходилось 16,3% совокупной площади органических земель ЕС, а на Францию — 15,7% (концевая сноска 7). Вместе с тем в общемировом масштабе в условиях глобализации и роста конкуренции ее позиции по экспорту в последнее время значительно ухудшились, и страна переместилась со второго на шестое место (концевая сноска 8).

Существует мнение о том, что современное положение аграриев является результатом глобализационных процессов (концевая сноска 9). Открытость рынков и конкуренция на межстрановом уровне делают ценообразование непредсказуемым. Фермеры не могут заранее установить конкретную цену, так как производство сельскохозяйственной продукции сильно зависит от внешних факторов, а в условиях конкуренции стоимость постоянно меняется. Ситуация усугубляется инфляцией, которая, по данным Национального института статистики и экономических исследований Франции, в январе 2024 г. достигла 3,1% (концевая сноска 10) (2,75% в 2021 г.) (концевая сноска 11). Государственные субсидии, призванные смягчить удар по аграриям и оказать им поддержку, не способны сгладить разницу между себестоимостью и закупочной ценой сельхозпродукции (то есть ценой, по которой фермеры продают свой товар).
Усугубило ситуацию падение роли профсоюзов, выступавших традиционными переговорщиками между властями и обществом. Если раньше они проводили манифестации, согласованные с правительством, и добивались выполнения своих требований, то в современных условиях оказались на втором плане. В этой связи можно вспомнить протесты «желтых жилетов» 2018 г., которые им приходилось организовывать и координировать посредством социальных сетей, так как они больше не доверяли политическим партиям и профсоюзам (концевая сноска 12).

Стоит также отметить, что Франция известна своей чрезмерно бюрократизированной системой управления, и меры контроля за аграриями могут быть излишними. Например, большое количество времени у фермеров уходит на заполнение электронных документов по ведению своей деятельности. На этот процесс тратится в среднем один день в неделю, что отнимает у аграриев время на работу в поле. Кроме того, ввиду отсутствия во Франции единого законодательного акта относительно земельного права, встречаются нормы, которые порой могут противоречить друг другу, из-за чего у фермеров возникают проблемы с решением вопроса об установлении границ земельных участков.

Наконец, аграрии критикуют слабый правительственный контроль за деятельностью крупных компаний АПК, что вызывает угрозу захвата ими рынков и установления своего доминирования в сельскохозяйственном секторе.

Французское правительство ранее ввело ряд послаблений для фермеров. Например, сохранялись низкие цены на дизельное топливо для сельскохозяйственных машин, а в 2018 г. был подписан закон «О балансировании торговых отношений в сельскохозяйственном и пищевом секторах и обеспечении натуральными и доступными продуктами питания» (франц.: États généraux de l’alimentation, EGalim) (концевая сноска 13), предусматривающий вознаграждение для аграриев при заключении договоров поставки продукции с дистрибьюторами и призванный защищать их финансовое положение. Однако позже налоговая льгота на дизель была отменена, а выполнение закона EGalim, по мнению фермеров, оказалось недобросовестным.

Основные принципы экологической и торговой политики ЕС

Наряду с перечисленными фоновыми факторами — непростым социально-экономическим положением, конкуренцией со стороны крупных сельхозпроизводителей и неспособностью профсоюзов донести до властей требования аграриев и реализовать их — наиболее важными обстоятельствами, подтолкнувшими французских фермеров к манифестациям, стали реализация зеленой повестки ЕС, общая торговая политика Евросоюза и последствия событий на Украине, в частности импорт украинского зерна в Европу.

На сегодняшний день экологическая политика Европейского Союза отображена в таких документах, как Стратегии ЕС по сохранению биоразнообразия до 2030 г. (принята в 2020 г.) (концевая сноска 14), Восьмая «Программа действий в области охраны окружающей среды» ЕС на период до 2030 г. (принята в 2022 г.) (концевая сноска 15), «Зеленая сделка» ЕС (другое название — «Европейский зеленый курс», заключена в 2019 г.) (концевая сноска 16), «Регламент Европейского парламента и Совета ЕС 2021/1119» («Европейский климатический закон» от 2021 г.) (концевая сноска 17), План действий ЕС «На пути к нулевому загрязнению воздуха, воды и почвы» (2021 г.) (концевая сноска 18), План ЕС REPowerEU (2022 г.) (концевая сноска 19) и стратегия «От фермы к столу» (концевая сноска 20).

Стоит отдельно остановиться на Стратегии ЕС по сохранению биоразнообразия до 2030 г., так как этот документ, в отличие от вышеупомянутых дорожных карт, помимо формулирования целей зеленой политики Евросоюза, устанавливает конкретные ограничения для стран-членов на уровень их производства. Документ включает в себя достижение углеродной нейтральности (нулевого уровня выбросов парниковых газов), защиту экосистем и биоразнообразия, переход на альтернативные виды ресурсов (например, солнечную и ветряную энергии), создание чистой экономики замкнутого цикла, основанной на возобновляемом производстве и повторном использовании ресурсов, и др. (концевая сноска 21).

Одним из ключевых положений Стратегии является задача по восстановлению природных ресурсов и биологического разнообразия, на реализацию которой планируется направить значительную часть бюджетных средств ЕС, заложенных на климатические проекты в целом (концевая сноска 22). Кроме того, ставится задача сократить использование удобрений на 20%, а пестицидов и антибиотиков — на 50%. При этом окончательный механизм реализации заявленных целей остается не прояснен. В то же время требования ЕС приводят к большим издержкам в процессе производства сельскохозяйственной продукции и падению уровня доходов аграриев. Вследствие этого они вынуждены искать новые источники заработка, а фермерство перестает быть их основным занятием: лишь треть дохода (концевая сноска 23) фермерских хозяйств составляет прибыль от занятости в аграрном секторе, и основной заработок поступает от деятельности супруга/супруги или сдачи земли в аренду. В худшем случае стимулы для ведения фермерского хозяйства и вовсе могут исчезнуть, и число аграриев среди активной рабочей силы Франции заметно уменьшится.
Важно также учесть, что более половины французских фермеров являются представителями старшего поколения (возраст примерно 75% аграриев превышает 50 лет) (концевая сноска: там же); в целом они не склонны к изменениям, тяжело принимают инновации и новые нормы. Со своей стороны, Европейская комиссия придерживается мнения о том, что проблема заключается не в неполноценности Стратегии ЕС, а в несправедливом распределении доходов во французском обществе.

Как уже отмечалось, серьезное беспокойство французских фермеров также вызывает общая торговая политика ЕС. В 2019 г. были возобновлены переговоры между Евросоюзом и южноамериканским блоком «Меркосур» по заключению Соглашения о свободной торговле, начатые еще в 1999 г. С одной стороны, документ свидетельствует о росте влияния ЕС как интеграционного блока и расширяет потенциал торговых отношений между Европой и Латинской Америкой (предусматривает отмену 93% тарифных ограничений и вводит преференциальный режим для оставшихся 7%), но с другой — усиливает конкуренцию для французских производителей сельскохозяйственной продукции (в первую очередь сахара, зерна и мяса) (концевая сноска 24). Иностранные компании, в отличие от французских, не платят НДС, поэтому могут устанавливать цены на более низком уровне. В результате заключение соглашения может привести к росту конкуренции со стороны латиноамериканских компаний.

От конкуренции страдают не только аграрии, но и грузоперевозчики. Отчасти поэтому наиболее распространенной формой протеста стала блокада автотрасс крупной сельхозтехникой и грузовиками (концевая сноска 25).

Импорт украинской сельскохозяйственной продукции: ущерб для европейских фермеров на миллиарды евро

Несомненно, на положение французских аграриев очень серьезно влияет и ситуация на Украине. Заметная доля финансовых средств ЕС идет на поддержку Киева, что отражается на национальном бюджете Франции и заставляет откладывать в долгий ящик решение ряда проблем, включая вопрос о социально-экономическом положении работников сельскохозяйственного сектора. Так, на саммите ЕС в феврале 2024 г. был пересмотрен финансовый план на 2021-2027 гг. Тогда было принято решение о выделении на помощь Украине 50 млрд евро (17 млрд евро в виде грантов и 33 млрд евро в виде кредитов) (концевая сноска 26), то есть примерно четверти от бюджета Евросоюза на 2024 г., ранее согласованного в размере 189,3 млрд евро и увеличенного на встрече до 195 млрд евро (концевые сноски 27, 28). За 2023 г. ЕС в совокупности потратил 270 млрд евро на поддержку Украины, что на 30 млрд евро больше, чем в 2022 г.

Кроме того, в июне 2022 г. ЕС принял решение о приостановке взимания ввозных пошлин на украинскую продукцию, а именно на ряд промышленных товаров, зерно, куриное мясо, фрукты и овощи, что поставило местных производителей в невыгодное положение (концевая сноска 29). Последствия импорта украинского зерна, не облагаемого тарифами и квотами, да еще и низкого качества, затронули не только Францию, но и такие европейские страны, как Португалия, Испания, Болгария, Румыния, Словакия, Литва, Латвия, Польша и Бельгия. Согласно данным Евростата, средние доходы европейских фермеров упали более чем на 10% (концевые сноски 30, 31). 20 марта Совет ЕС и Европарламент договорились о продлении отмены тарифов и квот на импорт товаров из Украины еще на год, хотя и с оговоркой о том, что этот режим сохранится, только если объем импорта будет примерно равен среднему показателю за 2022-2023 гг.

Таким образом, вопрос помощи аграриям стал общим для ряда европейских стран. Европейская комиссия приняла некоторые меры по облегчению положения фермеров по совокупности всех вопросов. Так, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила об отказе от инициативы по снижению использования пестицидов в ЕС на 50%, предусмотренной Стратегией ЕС (концевая сноска 32). Кроме того, европейским аграриям были выделены земли под пар и на их деятельность наложено меньше ограничений. В то же время в начале апреля 2024 г. еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский заявил, что страны ЕС уже предоставили фермерам компенсации за ущерб от импорта украинской аграрной продукции на общую сумму около 10 млрд евро (концевая сноска 33). Однако эти меры в корне не меняют положения фермеров, лишь частично облегчая его.
На внутреннем уровне власти Франции стараются развести предоставление помощи Украине и решение проблем аграриев как два разных, не взаимосвязанных вопроса. «Нужно отделять нашу поддержку населения Украины от открытия для ее агропродукции наших сельскохозяйственных рынков», — заявил глава Министерства экономики и финансов Брюно Ле Мэр (концевая сноска 34). В действительности эти проблемы взаимосвязаны, и решить их по отдельности представляется крайне трудной задачей.

По мнению Марин Ле Пен, главы крайне правой партии «Народное объединение» и кандидата на пост президента Франции на выборах 2022 г., вышедшей тогда во второй тур, продолжение импорта продукции из Украины усугубит кризис и может привести к полному уничтожению аграрной отрасли во Франции (концевая сноска 35). Кроме того, М. Ле Пен назвала правительство страны «худшим врагом» французских фермеров, ведь, по ее мнению, если бы оно действительно хотело помочь аграриям, то отказалось бы от ввода неприменимых норм ЕС и не поставило бы их в условия острой конкуренции (концевая сноска 36).

Соперничество между М. Ле Пен и президентом Франции Эммануэлем Макроном особенно усиливается перед европейскими выборами, которые должны будут пройти в июне этого года и, как считают эксперты, решить, станет ли ЕС и дальше поддерживать Украину. Заявления Э. Макрона в конце февраля о возможности отправки войск на Украину (концевая сноска 37) также вписываются в его задачу придать вес своей партии на грядущих выборах в Европарламент (концевая сноска 38). Таким образом, президент не собирается отказываться от поддержки Украины, что лишь усугубит положение французских фермеров.

Подводя итог, можно сказать, что необходимость следовать нормам зеленой повестки ЕС в ущерб национальному производству сельхозпродукции, издержки общей торговой политики ЕС и ситуация на рынке зерна послужили главными триггерами для формирования протестных настроений работников французского аграрного сектора.

Реакция французского правительства во главе с Г. Атталем

Реакция правительства была сдержанной, но смогла по крайней мере на время остановить протесты фермеров. Во-первых, важно отметить, что министр внутренних дел Жеральд Дарманен не использовал силу для подавления выступлений. Аграрии являются традиционно лояльным властям слоем общества, и применение силы только усугубило бы их недовольство и накал борьбы, тем более что методы протестов не включали в себя насилие (поджог здания таможни в коммуне Ним и вываливание сена, покрышек или навоза у административных зданий можно назвать самыми радикальными из методов) (концевая сноска 39).

Во-вторых, премьер-министр Франции Г. Атталь, вступивший в свою должность чуть более чем за неделю до начала демонстраций, смог установить контакт с фермерами и вызвать у них доверие. Он назвал их недовольство в отношении правительства «здоровым», то есть признал, что аграрии действительно сильно страдают от последствий зеленой политики, а любая критика в их адрес как виновников потепления климата является необоснованной. Он также акцентировал внимание на особой роли фермеров в развитии Франции и на необходимости упрощения их жизни и способов ведения профессиональной деятельности.
Выступление премьер-министра Франции Габриэля Атталя в Национальном собрании 30 января.

На второй день после начала манифестаций, 20 января, Г. Атталь провел встречу с аграриями на юго-востоке Франции, в департаменте Рона, где подчеркнул, что сельскохозяйственный сектор страны является одним из самых развитых в мире (концевая сноска 40) и должен таким оставаться. Затем 26 января глава кабинета министров представил ряд мер по решению ситуации. Они включали в себя: упрощение бюрократических процедур для фермеров посредством сокращения сроков рассмотрения апелляций и дел, связанных с фермерскими хозяйствами, до 10 месяцев; проведение проверок исключительно один раз в год; встречи между префектами (главами местных органов власти) и аграриями для дальнейшего решения проблем; преодоление последствий стихийных бедствий, например, посредством увеличения вдвое фонда срочной помощи фермерам Бретани и Нормандии после урагана и проливных дождей в прошлом году; увеличение к 5 февраля государственных расходов на услуги ветеринаров для лечения животных на 80-90%. Г. Атталь обещал, что к 15 марта будут выплачены все виды финансовой помощи в рамках европейской системы сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм PAC (франц.: politique agricole commune; рус.: Единая сельскохозяйственная политика ЕС, ЕСХП) (концевая сноска 41). В вопросе соблюдения закона EGalim глава правительства заверил, что готов ввести три карательных меры за его невыполнение, хотя и не пояснил, какие именно. Ранее Министерство финансов Франции обязалось тщательно следить за условиями выполнения его положений и деятельностью дистрибьютеров. В случае нарушений Б. Ле Мэр обещал наложить на них штраф в размере 2% от товарооборота (концевая сноска 42). В числе предложений Г. Атталя было и главное требование аграриев — отказ от повышения цен на дизельное топливо для сельхозтехники (концевая сноска 43).

Большая часть предложений премьер-министра была представлена в его программе, озвученной 30 января перед Национальным собранием Франции (нижней палатой парламента). Однако фермеры остались недовольны и надеялись на расширение помощи. Они предприняли новое наступление и двинулись к крупному продуктовому оптовому рынку «Ранжис» в столичном пригороде. Ж. Дарманен назвал продвижение к этому центру сельскохозяйственной продукции и блокаду Парижа красными линиями, иными словами, обозначил интересы правительства, которые не должны быть нарушены. Действительно, блокада рынка «Ранжис» поставила бы под угрозу снабжение аграрной продукцией столицы и других городов Франции. В итоге небольшому числу фермеров удалось прорваться на рынок и устроить суматоху, однако полной блокады не произошло, а полиция задержала некоторых протестующих.
Появление протестующих на 60-й Парижской сельскохозяйственной выставке в экспоцентре Пор-де-Версаль 24 февраля.

К концу марта 2024 г. ряд предложений Г. Атталя так и не был выполнен: к 15 марта была обещана полная выплата субсидий, однако даже по состоянию на конец марта многие аграрии недополучили только 15-50% финансовой помощи, что вызвало новые протесты фермеров, в частности в Тулузе (концевая сноска 44), а также виноделов в Бордо (концевая сноска 45).

Одной из последних мер правительства на начало апреля 2024 г. является разработка программного закона об укреплении независимости аграрного сектора и смене поколений в сельскохозяйственной деятельности. Его целью является защита французского АПК на уровне главных интересов страны, обеспечение национальной независимости в этом секторе производства, привлечение большего числа молодежи на работу в сельском хозяйстве и усиление привлекательности аграрного сектора для молодого поколения французов, установление контроля за подтверждением устойчивости проектов АПК к климатическим изменениям, создание инвестиционных групп для поддержки землевладельцев (франц.: groupements fonciers agricoles d'investissement, GFAI), средства которых в размере 400 млн евро пойдут на реализацию проектов в аграрном секторе (концевая сноска 46).

В совокупности правительство Франции выдвинуло семь главных задач для улучшения положения французских фермеров, а именно: защита независимости Франции в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, распространение информации о реалиях работы аграриев среди граждан, не занятых в АПК, особенно среди молодежи, повышение ценности пищевой промышленности и уровня доходов фермеров, создание проектов по поддержке аграриев, противодействие неконтролируемой конкуренции, упрощение жизни фермеров, обеспечение возобновляемости рабочей силы в сельском хозяйстве (концевая сноска 47).

Позиция президента Франции Э. Макрона и ее отличия

Во Франции существует негласное правило о разграничении внутренней и внешней политики между премьер-министром и президентом соответственно. Поэтому задача по умиротворению протестов оказалась возложена именно на Г. Атталя (концевая сноска 48).

Вместе с тем президент Франции Э. Макрон также предпринял попытки облегчить положение аграриев, в частности выступая 1 февраля на саммите ЕС в Брюсселе. Суть его предложений заключалась в введении единого европейского механизма контроля за соблюдением экологических норм ЕС. В частности, он призывал к созданию санитарного и сельскохозяйственного контроля (концевая сноска 49).

Ранее, 24 февраля, в экспоцентре Пор-де-Версаль прошла 60-я Парижская сельскохозяйственная выставка, которую традиционно посещает президент Франции, чтобы оценить успехи АПК страны. Ситуация была крайне накалена: по приезде Э. Макрона произошли стычки между фермерами и полицией, обеспечивающей безопасность главы государства, чьи многочасовые переговоры с бастующими не дали особых результатов. Э. Макрон, по сути, не изложил никакой программы по решению ситуации (концевая сноска 50).
Президент Франции Эммануэль Макрон на 60-й Парижской сельскохозяйственной выставке в экспоцентре Пор-де-Версаль 24 февраля.

В вопросе решения экологических проблем премьер-министр и президент Франции отражают два разных подхода: первый означает создание стимулирующих методов для ведения более зеленого и «ecofriendly» производства (этот принцип продвигает Г. Атталь), второй же представляет собой карательные меры, то есть введение большого числа запретов и лимитов (таким является Парижское соглашение 2015 г. по климату, устанавливающее национальные потолки по выбросу CO2; этого же принципа придерживается Э. Макрон). Прекрасным примером, отражающим принципиальное отличие в подходе Г. Атталя, являются его слова: «Экология не должна быть карательной, экология должна быть народной». То есть, по мнению главы кабинета министров, экологическая политика Франции должна исходить прежде всего из интересов местных производителей и местного населения.

Выводы

Сегодня в аграрном секторе Франции происходят кардинальные перемены, вызванные экологической политикой ЕС, приходом на европейские рынки новых акторов, таких как страны Латинской Америки, Новая Зеландия и Украина, и внутренними процессами в сельском хозяйстве страны. Все эти изменения показали европейским странам, как важно быть независимыми в вопросе самообеспечения продуктами питания и энергоресурсами. Именно отсутствие такой независимости, по сути, и приводит к трениям между производителями и национальным правительством (концевая сноска 51).

Можно также провести параллель между современной ситуацией и переменами 1980-х гг., когда французское правительство проводило деиндустриализацию тяжелой промышленности и разрывало традиционные цепочки производства. Аналогичный процесс сейчас намечается и для французских фермеров (концевая сноска 52). Высокая конкуренция и тяжелое экономическое положение в сочетании с жесткими требованиями европейской экологической повестки лишь усугубляют их положение. Несмотря на меры поддержки правительства, стимулы для ведения фермерских хозяйств пропадают из-за сложной бюрократической волокиты, низкой прибыли и старения большинства аграриев, в то время как молодое поколение находит более выгодную профессиональную сферу деятельности.

Положение аграриев усугубляется и другими явлениями в экономике Франции. Помимо растущей конкуренцией, это безработица, дефицит госбюджета, дефицит внешнеторгового баланса, попытки достичь баланса между высоким налогообложением и социальными пособиями. Социальные пособия и выплаты из фондов помощи не смогли решить проблемы, а лишь потушили первый пожар и временно смягчили ситуацию.

Ссылки:

1) Tableaux de l’économie française. Édition 2020. [Электронный ресурс]. INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4277675?sommaire=4318291 (дата обращения: 27.03.2024).

2) Les agriculteurs campent autour de Paris, le gouvernement promet des annonces mardi. [Электронный ресурс]. France 24. URL: https://www.france24.com/fr/info-en-continu/20240129-agriculteurs-l-objectif-d-un-siège-de-paris-fait-monter-les-tensions (дата обращения: 19.02.2024).

3) Avant leur rencontre avec Attal, les agriculteurs se disent « prêts à repartir à l’action » sans avancées concrètes. [Электронный ресурс]. France 24. URL: https://www.lefigaro.fr/actualite-france/les-agriculteurs-s-impatientent-et-maintiennent-la-pression-sur-le-gouvernement-20240212 (дата обращения: 19.02.2024).

4) Бедность во Франции по сфере занятости [Электронный ресурс]. INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3566521 (дата обращения: 20.02.2024).

5) Показатели аграрного комплекса Франции. [Электронный ресурс]. Евростат. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/agriculture (дата обращения: 26.03.2024).

6) Обзор сельскохозяйственного сектора во Франции. [Электронный ресурс]. INSEE. URL: https://www.insee.fr/en/statistiques/7944458?sommaire=7944478&q=income+farm (дата обращения: 26.03.2024).

7) L'Agriculture BIO dans L'Union Européenne. Edition 2021. [Электронный ресурс]. Agence BIO. URL: https://www.agencebio.org/wp-content/uploads/2022/01/Carnet_UE-_2021.pdf (дата обращения: 26.03.2024).

8) Мировой экспорт и импорт товаров. [Электронный ресурс]. Trend economy. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/TOTAL (дата обращения: 27.03.2024).

9) Трофимова О.Е. Франция: глобализация, интеграция и сохранение национальных интересов. // Современная Европа. 2008. С. 87-99.

10) Уровень инфляции во Франции. [Электронный ресурс]. INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/7766498 (дата обращения: 20.02.2024).

11) France inflation rate. [Электронный ресурс]. Inflation tool. URL: https://www.inflationtool.com/rates/france (дата обращения: 26.03.2024).

12) Лапина Н.Ю. Французское общество перед вызовами глобализации. Аналитический обзор. / РАН. ИНИОН. М., 2019. С. 36.

13) Закон EGalim 1. [Электронный ресурс]. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Франции. URL: https://agriculture.gouv.fr/egalim-1-tout-savoir-sur-la-loi-agriculture-et-alimentation (дата обращения: 19.02.2024).

14) Стратегия по сохранению биоразнообразия ЕС до 2030 г., 2019. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейской комиссии. URL: https://environment.ec.europa.eu/strategy/biodiversity-strategy-2030_en (дата обращения: 07.04.2024).

15) Восьмая «Программа действий в области охраны окружающей среды» ЕС на период до 2030 г. 2022. [Электронный ресурс]. Official Journal of the EU URL: https://wecoop.eu/wp-content/uploads/2020/04/8EAP.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

16) Коммюнике по «Зеленой сделке» ЕС. 2019. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейском комиссии. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1596443911913&uri=CELEX:52019DC0640#document2 (дата обращения: 07.04.2024).

17) Регламент Европейского парламента и Совета ЕС 2021/1119. 2021. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейском комиссии. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32021R1119 (дата обращения: 07.04.2024).

18) Коммюнике по Плану действий ЕС «На пути к нулевому загрязнению воздуха, воды и почвы». 2021. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейском комиссии. URL: https://environment.ec.europa.eu/pdf/zero-pollution-action-plan/communication_en.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

19) Коммюнике по Плану ЕС REPowerEU. 2022. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейском комиссии. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52022SC0230&qid=1658341748752 (дата обращения: 07.04.2024).

20) Стратегия ЕС «От фермы к столу» (Farm to Fork Strategy) включает в себя задачи и меры по сокращению использования химических пестицидов, уменьшению применения дополнительных питательных веществ, противодействию деградации структуры плодородных почв, сокращению на 50% продаж противомикробных средств в сфере животноводства, выделению 25% сельскохозяйственных земель для органического земледелия и др.

Само выражение «farm-to-table», или «farm-to-fork», заложенное в основе программы, означает использование свежих продуктов, получаемых напрямую от производителей без содействия посредников (например, крупных продуктовых торговых баз). Такой подход позволяет сэкономить на трансакционных издержках и сохранить свежесть продукции.

21) Нормативно-правовые основы политики ЕС в области экологии. [Электронный ресурс]. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/normativno-pravovye-osnovy-politiki-es-v-oblasti-ekologii/ (дата обращения: 19.02.2024).

22) Другим источником средств для «климатоориентированных» проектов ЕС могут служить Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства (англ.: European Agricultural Guarantee Fund, EAGF), а также Европейский сельскохозяйственный фонд для развития сельских районов (European Agricultural Fund for Rural Development, EAFRD).

23) The standard of living of farm households is poorer in livestock rearing areas. [Электронный ресурс]. INSEE. URL: https://www.insee.fr/en/statistiques/5761146 (дата обращения: 26.03.2024).

24) Еще одним спорным соглашением является договор между ЕС и Новой Зеландией, усиливающий конкуренцию на рынках баранины и молочной продукции.

25) Как говорят фермеры, грузоперевозчики объединяются в Сен-Кантене-Фаллавье. [Электронный ресурс]. France bleu. URL: https://www.francebleu.fr/infos/economie-social/apres-les-agriculteurs-les-transporteurs-routiers-se-mobilisent-a-leur-tour-a-saint-quentin-fallavier-7893499 (дата обращения: 20.02.2024).

26) Принципы формирования бюджета ЕС на 2025 год учитывают помощь Украине. [Электронный ресурс]. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/949999 (Дата обращения: 10.04.2024).

27) Европарламент согласовал бюджет ЕС в €189,3 млрд на 2024 год. [Электронный ресурс]. ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/19354289 (Дата обращения: 10.04.2024).

28) EU Budget 2024. [Электронный ресурс]. The European Parliamentary Research Service — EPRS. URL: https://epthinktank.eu/2023/06/06/eu-budget-2024/ (Дата обращения: 10.04.2024).

29) Послы ЕС решили продлить отмену пошлин на товары из Украины еще на год. [Электронный ресурс]. Коммерсантъ. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16945975?ysclid=ltq1fvmyb5292369262 (дата обращения: 26.03.2024).

30) Europe’s farmer protests are spreading. Here’s where and why. [Электронный ресурс]. Politico. URL: https://www.politico.eu/article/farmer-protest-europe-map-france-siege-paris-germany-poland/ (дата обращения 25.03.2024).

31) Ситуация в каждой из этих стран имела свои особенности. Так, Восточная Европа пострадала от украинского зерна больше остальных, так как именно там оно оседало во время транспортировки по «коридорам солидарности» — маршрутам вывоза зерна из Украины в ЕС. Наиболее остро проблема неконтролируемого наплыва зерна и невозможности для местных фермеров продать свою продукцию проявляется в Польше. В начале февраля 2023 г. на польско-украинской границе работниками аграрного сектора были блокированы дороги, чтобы остановить въезд грузовиков из Украины. Одной из причин протестов фермеров в Греции и Испании стали последствия природных катастроф. По Греции ударил шторм «Даниэль», в результате которого погибло более 200 тыс. животных и домашних птиц, а также пятая часть урожая хлопка и фруктовых деревьев. Испанцы страдают от сильной засухи, из-за нее, например, цена на испанское оливковое масло взлетела на 67%. В Германии же планы правительства по получению новых источников доходов с помощью налогов на дизельное топливо были вызваны дырой в госбюджете страны в размере 60 млрд евро.

32) Фермерский бунт, осмысленный и беспощадный [Электронный ресурс]. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6511019 (дата обращения 25.03.2024).

33) Страны ЕС потратили 10 млрд евро на компенсации фермерам из-за Украины — ЕК. [Электронный ресурс]. Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/news/791219.html (Дата обращения: 10.04.2024).

34) Во Франции заявили, что поддержка Киева не оправдывает нанесение ущерба аграриям. [Электронный ресурс]. ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20257535?ysclid=lu45et0u46387373263 (дата обращения: 23.03.2024).

35) Ле Пен: импорт с Украины на уровне последних лет убьет сельское хозяйство Франции. [Электронный ресурс]. Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/economics/52463219/ (дата обращения: 25.03.2024).

36) Marine le Pen : « Les prises adversaires des agriculteurs se trouvent dans ce gouvernement ». [Электронный ресурс]. BFMTV. URL:  https://www.bfmtv.com/politique/marine-le-pen-le-gouvernement-n-a-aucune-complaisance-a-l-egard-des-agriculteurs_VN-202401250334.html (дата обращения: 07.04.2024).

37) Selon Emmanuel Macron, l'envoi en Ukraine de troupes occidentales ne peut « être exclu » à l'avenir. [Электронный ресурс]. France 24. URL: https://www.france24.com/fr/info-en-continu/20240226-ni-résignés-ni-défaitistes-réunion-à-paris-des-alliés-de-l-ukraine (дата обращения 25.03.2024).

38) Макрон призвал на выборах в Европарламент высказаться о продолжении помощи Киеву. [Электронный ресурс]. Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/44026?ysclid=lu6p8aziaf193189447 (дата обращения 25.03.2024).

39) Во Франции протестующие фермеры сожгли здание таможни. [Электронный ресурс]. Известия. URL: https://iz.ru/1640749/2024-01-27/vo-frantcii-protestuiushchie-fermery-sozhgli-zdanie-tamozhni (дата обращения: 25.03.2024).

40) Во Франции заявили, что должны сохранить передовые позиции в сельском хозяйстве. [Электронный ресурс]. ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/19776445?ysclid=lu49cpzvb723912481 (дата обращения: 23.03.2024).

41) Французские фермеры продолжают протестовать. [Электронный ресурс]. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/943736 (дата обращения: 07.04.2024).

42) Минфин Франции проведет проверки у ритейлеров на фоне протестов фермеров [Электронный ресурс]. ТАСС. URL: https://ria.ru/20240131/riteyl-1924549689.html?ysclid=lu46btj6tg396729410 (дата обращения: 23.03.2024).

43) Colère des agriculteurs : le discours de Gabriel Attal ne convainc pas. [Электронный ресурс]. Le Monde. URL: https://www.lemonde.fr/economie/article/2024/01/31/colere-des-agriculteurs-le-discours-de-gabriel-attal-ne-convainc-pas_6214006_3234.html (дата обращения: 23.03.2024).

44) Фермеры во Франции вывалили покрышки у госведомства под Тулузой. [Электронный ресурс]. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20240318/fermery-1934059992.html (дата обращения: 25.03.2024).

45) Фермеры в Бордо протестуют против упадка виноделия. [Электронный ресурс]. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20240311/bordo-1932277035.html?ysclid=lu6o2kjn8199860901 (дата обращения: 25.03.2024).

46) Compte rendu du Conseil des ministres du 3 avril 2024. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Елисейского дворца. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2024/04/03/compte-rendu-du-conseil-des-ministres-du-3-avril-2024 (дата обращения: 08.04.2024).

47) Suivi des mesures en faveur des agriculteurs. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства Франции. URL: https://agriculture.gouv.fr/telecharger/142418 (дата обращения: 08.04.2024).

48) Макрон предложил создать в ЕС общий санитарный контроль для продовольствия. [Электронный ресурс]. ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19880575?ysclid=lu4a3mf8d1112643576 (дата обращения: 23.03.2024).

49) Emmanuel Macron au Salon de l'agriculture : retour sur une journée chaotique. [Электронный ресурс]. France 24. URL: https://www.france24.com/fr/info-en-continu/20240224-a-l-heure-du-laitier-un-face-à-face-qui-s-annonce-tendu-entre-macron-et-les-agriculteurs (дата обращения: 25.03.2024).

50) Схожую ситуацию можно было наблюдать во Франции в период «Красного мая» 1968 г., когда студенты и поддерживающие их профсоюзы провели демонстрации с ярко выраженной левой окраской против ограниченной автономии университетов и мер президента Шарля де Голля в экономике. Тогда кризис был решен при посредничестве премьер-министра Жоржа Помпиду.

51) L'autonomie stratégique, du mythe français à la nécessité européenne. [Электронный ресурс]. Radio France. URL: https://www.radiofrance.fr/franceculture/podcasts/a-la-source/a-la-source-chronique-du-samedi-29-avril-2023-5621383 (дата обращения: 21.02.2024).

52) Лапина Н.Ю. Не очень счастливая глобализация: французский опыт. // Россия и современный мир. 2020. С. 195.

________________________________________________________________________________________________________________________

Кадры из видео с сайтов www.france24.com и www.lemonde.fr, фото с сайта www.elysee.fr.
Последние блоги