Тимофеев Павел
17 июля 2024
Предлагаем Вашему вниманию четырнадцатую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.
Четырнадцатый выпуск подготовил Павел Петрович Тимофеев — кандидат политических наук, заведующий сектором региональных проблем и конфликтов Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.
Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).
Девятое июня Эммануэля Макрона
Первая половина 2024 года во Франции оказалась богатой на внутриполитические события. Смена премьер-министра в январе, выборы в Европарламент в июне и выборы в Национальное собрание (НС) в июне-июле подвели черту под периодом 2022-2024 гг., открыв новую главу в политической истории Франции. Какова динамика и связь этих событий между собой? Что они говорят о текущем раскладе политических сил во Франции? Какие тенденции будет вынужден учитывать Э. Макрон, обращаясь к данным о голосовании избирателей? Постараемся ответить на эти вопросы, исходя из доступной на сегодняшний день информации.
Новый премьер и выборы в Европарламент
Французский политический сезон 2024 г. стартовал 7 января, когда французы узнали имя нового премьер-министра — им стал 34-летний Габриэль Атталь, сменивший на этом посту 64-летнюю Элизабет Борн. Именно она возглавила правительство страны летом 2022 г., после утраты пропрезидентской коалицией Э. Макрона «Вместе» абсолютного большинства в Национальном собрании (250 мест в 2022 г. после 308 в 2017-м — при необходимом для абсолютного большинства пороге в 289 из 577 депутатов). Именно она стала главным символом периода 2022-2024 гг., пытаясь выжать максимум из ослабевших позиций макронистов. Ее главным оружием была ст. 49-3, позволяющая принудить депутатов голосовать за нужный премьеру законопроект под угрозой роспуска парламента — этот рычаг Э. Борн применяла 23 раза, сумев продвинуть ряд важных законопроектов. Приставляя этот «политический пистолет» к виску оппозиции, Э. Борн, разумеется, не снискала симпатий: оппозиционеры, особенно слева, 28 раз старались принять против «мадам 49-3» вотум недоверия — но неудачно.
В этих условиях смену Э. Борн на Г. Атталя — молодого и популярного министра образования — можно было расценить как обновление политической элиты страны и центристского лагеря в частности. Более того, некоторые наблюдатели заговорили об операции «преемник»: первый секретарь Соцпартии Оливье Фор заявил, что этим жестом уходящий в 2027 г. президент «наследует самому себе» (концевая сноска 1). За прошедшие полгода Г. Атталь прочно закрепился в глазах народа: к маю 2024 г. его рейтинг — 39-45% — опережал рейтинг Э. Макрона (31-32%). Хотя в его активе не числилось заметных реформ, он успешно выдержал протесты фермеров в январе-феврале 2024 г., а французы оценили его кипучую активность и близость к народу, что выгодно выделяло его на фоне президента, чьи бесконечные высокопарные речи уже порядком утомили избирателей (концевая сноска 2).
На фото: премьер-министр Франции Габриэль Атталь.
Тем временем Франция начала подготовку к выборам в Европарламент. Эту кампанию макронисты провалили. Среди причин можно назвать позднее начало активной агитации (лидер списка макронистов Валери Айе была выдвинута лишь 29 февраля — за 3 месяца до начала выборов, позже соперников), малоизвестность В. Айе, допущенные ею медийные ошибки и некоторую «раздвоенность» кампании макронистов — которую вела В. Айе, но на которую влияли и Э. Макрон, и Г. Атталь. Все соцопросы фиксировали постоянное падение рейтинга списка макронистов (с 20% до 14-15%), которые не просто отставали от лидера гонки — «Национального объединения» (НО, рост с 27-30% до 30-33%), но и которых активно догоняли социалисты (рост с 8-10% до 13-15%). Закономерным итогом кампании стала разгромная победа НО, в третий раз подряд (после 2014-го и 2019 г.) выигравшего евровыборы. Особенно болезненным для макронистов стал тот факт, что если в 2019 г. они провели в Европарламент ровно столько же депутатов, сколько лепеновцы (по 23), то в этот раз не просто уступили ультраправым, набравшим 30 мест, но и разделили второе и третье место с социалистами (по 13 депутатов) (концевая сноска 3). Показательным стал и другой момент: судя по соцопросам, евровыборы как площадка для обсуждения проблем Евросоюза интересовала лишь избирателей социалистов, «зеленых» и «Республиканцев», тогда как макронисты использовали их как способ поддержать президента, а ультраправые («Национальное объединение» и «Реконкиста») и крайне левые («Непокоренная Франция») — напротив, выразить протест Макрону (концевая сноска 4).
На фото: председатель группы «Обновляя Европу» в Европейском парламенте Валери Айе (в центре).
Внеочередные выборы в Национальное собрание
Безусловно, Э. Макрон не мог занести печальный итог выборов в Европарламент себе в актив. Но даже разгромное поражение макронистов, озвученное вечером 9 июня, не обязывало президента пойти на шаг, сделанный им сразу после оглашения результатов — распустить Национальное собрание и объявить новые выборы — теперь уже парламентские. Выборы в Европарламент никак не связаны с выборы в институты Пятой республики, в связи с чем, приняв экстравагантное решение, сравнивавшееся СМИ с «ударом грома» (концевая сноска 5), Э. Макрон взял ответственность на себя. Выступив по телевидению, он заявил, что на фоне подъема ультраправых и провала президентских сил намерен «внести ясность» в ситуацию и предоставляет слово французам — в защиту республики и демократии (концевая сноска 6). Используя победу лепеновцев как инфоповод, Э. Макрон постарался перехватить инициативу и сыграть «матч-реванш», дабы вернуть себе необходимое в НС абсолютное большинство.
На фото: президент Франции Эммануэль Макрон распускает нижнюю палату парламента — Национальное собрание (НС).
Решение, многими воспринятое как спонтанное, даже как «нарциссический каприз» (концевая сноска 7), судя по всему, было одной из продуманных заготовок. Так, газета «Монд» утверждает, что уже к 20 мая на консультациях Э. Макрона с его советниками (концевая сноска 8) возник проект роспуска НС. Логика президента и его помощников могла быть следующей: январская замена премьер-министра позволила бы поднять популярность президентских сил, это обеспечило бы Э. Макрону сначала победу на евровыборах, что, в свою очередь, позволило бы ему провести внеочередные выборы в парламент и вернуть себе долгожданное соотношение голосов. В случае же, если бы победу в обеих кампаниях одержала ультраправая оппозиция, ситуация бы перешла в режим «сосуществования», при которой Э. Макрон мог бы переложить всю ответственность за экономические проблемы страны на ультраправое правительство и тем самым дискредитировать его в преддверии выборов 2027 г. (концевая сноска 9).
Но жизнь внесла в эту сложную комбинацию свои коррективы. Во-первых, внеочередные выборы заставили оппозицию встряхнуться. Левые силы, еще в 2022 г. сформировавшие избирательный блок NUPES (Новый народный социальный и экологический союз), но выступившие на евровыборах-2024 поодиночке, оперативно договорились о создании новой коалиции — Нового народного фронта (ННФ), в который вошли свыше 25 группировок — от социалистов и «зеленых» до «непокоренных» Жан-Люка Меланшона, коммунистов и левых автономистов. Лидер ультраправых Марин Ле Пен заключила союз с главой «Республиканцев» Эриком Сьотти, вызвав тем самым раскол правоцентристской партии. Сами макронисты сохранили пропрезидентскую коалицию из более чем пяти группировок во главе с макронистской партией «Возрождение», Демократическим движением Франсуа Байру и партией «Горизонты» Эдуара Филиппа. Эту коалицию возглавил Г. Атталь, узнавший, кстати, о роспуске парламента постфактум.
На фото: основатель партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон (в центре) и его партнеры по Новому народному фронту (ННФ).
Ускоренная трехнедельная кампания перед первым туром сосредоточила внимание избирателей на вопросах социально-экономического развития. Макронисты сделали акцент на социальных льготах для работодателей — т.н. «премии Макрона», снижении расходов на электроэнергию и удешевлении медицинских услуг, обещая не поднимать налоги. Ультраправые обещали снизить НДС на энергию и топливо, а также на товары первой необходимости, а левые сделали упор на введение прогрессивной шкалы налогов. Оппозиционные силы требовали снижения пенсионного возраста, хотя расходились в вопросах иммиграции, образования и социальной поддержки (концевая сноска 10).
На этом фоне вопросы внешней политики и безопасности играли в кампании второстепенную роль. Сравнение программ ведущих сил по пяти пунктам (национальная оборона, европеизм, атлантизм, поддержка Украины и сдерживание России) показывает, что каждый из трех ведущих лагерей сделал акцент на разные аспекты. Макронисты пообещали удвоить к 2030 г. военный бюджет Франции, сохранить ее ядерное оружие и членство в НАТО, подтвердили курс на поддержку Украины (в программе ничего не сказано о поставках вооружений, которые явно будут продолжены). При этом партия оставила за кадром вопросы военного измерения евроинтеграции и отношений с Россией (концевая сноска 11). Левые, упирая скорее на дипломатию в решении международных проблем, не включили в программу вопросы национального военного бюджета, европеизма или атлантизма. В то же время именно они, осудив внешнюю политику России, прописали пакет мер в поддержку Украины: поставки Киеву необходимых вооружений, аннулирование его внешнего долга, изъятие активов ряда российских олигархов, отправку миротворцев для защиты атомных электростанций в зоне боевых действий (концевая сноска 12). Ультраправые обошли острую тему украинского конфликта (хотя публично Жордан Барделла делал общие заявления в поддержку Киева (концевая сноска 13)), отметив лишь, что он угрожает «нашей безопасности». Зато они сделали акцент на мерах национальной обороны: принятии нового закона о военном планировании, сохранении полного суверенитета над ядерным оружием Франции и поддержке французской армии. Ничего не говоря об отношениях с НАТО, лепеновцы пообещали обеспечить «европейское предпочтение» в военных закупках государств-членов ЕС (концевая сноска 14). Тем самым каждая из сил постаралась максимально выигрышно подать избирателям сильные стороны своих повесток (сохранение державного статуса Франции для макронистов, пацифизм и антимилитализм для левых и забота о национальной безопасности для ультраправых), оставив в стороне сложные вопросы, способные отпугнуть колеблющихся избирателей.
На фото: председатель партии «Республиканцы» Эрик Сьотти (слева) и председатель «Национального объединения» (НО) Жордан Барделла.
Первый тур 29-30 июня подтвердил тренды, заданный евровыборами: рост явки и протестного голосования. Из 76 депутатов, избранных уже в первом туре в 577 округах, 37 человек принадлежали к ультраправым, 32 человека — к ННФ, тогда как к макронистам — лишь двое (концевая сноска 15). В оставшемся 501 округе во второй тур прошли 445 лепеновцев, 416 левых и лишь 322 макрониста. Поскольку для прохождения во второй тур необходимо набрать не менее 12,5% голосов от состава избирателей, внесенных в списки (концевая сноска 16), то в случае высокой явки во втором туре возможно участие не только двух, но и трех-четырех кандидатов. Так и случилось: в 501 округе образовалось 190 «дуэлей» (в т.ч. 141 с участием лепеновцев), 306 «треугольников» (в т.ч. 299 с участием лепеновцев) и пять «четырехугольников» (все с участием лепеновцев). Основная проблема макронистов, левых и «Республиканцев» состояла в том, что в «треугольниках» и «четырехугольниках» системный электорат расколот, что играет на руку ультраправым.
В связи с этим противники лепеновцев применили тактику «республиканского фронта» — снятия 219 кандидатур: левые сняли 131 кандидатуру, макронисты — 81, «Республиканцы», которые провели во второй тур 62 человека, — три, еще четыре кандидатуры сняли прочие малые партии. Как ни странно, лепеновцы тоже присоединились к этому тренду, сняв четырех человек: в двух случаях для борьбы с меланшоновцами, в одном — чтобы поддержать правого кандидата в борьбе с корсиканским автономистом, и еще в одном — чтобы избавиться от своего кандидата, попавшего в скандал с гитлеровской фуражкой (концевая сноска 17).
На фото: предвыборная акция в поддержку Нового народного фронта (ННФ).
Ситуативный союз макронистов с левыми был дополнен обещанием Г. Атталя приостановить рассмотрение закона о социальном страховании, против которого выступали профсоюзы, и активной медийной кампанией основных СМИ против партии М. Ле Пен, обвиняемой во всех грехах — от опасной экономической программы до предполагаемых связей с иностранными спецслужбами. Лепеновцы, в свою очередь, давили на «бесчестность» коалиции макронистов с левыми и попытки Э. Макрона, заменившего ряд чиновников, совершить «административный госпереворот».
Снятие кандидатур серьезно изменило расстановку сил в округах. Как видно из таблицы 1, число дуэлей выросло более чем в два раза, а число прочих конфигураций, наоборот, сократилось более чем в три раза.
Таблица 1. Соотношение конфигураций в округах накануне второго тура
Число |
Дуэлей (в т.ч. с участием RN) |
Треугольников (в т.ч. с участием RN) |
Четырехугольников (в т.ч. с участием RN) |
Всего округов (в т.ч. с участием RN) |
До снятия кандидатур |
190 (141) |
306 (299) |
5 (5) |
501 (445) |
После снятия кандидатур |
410 (353) |
90 (87) |
1 (1) |
501 (441) |
Источник: составлено автором на основе данных газеты «Монд» (концевые сноски 18, 19).
Это позволило соперникам лепеновцев, сократив количество своих кандидатов, изменить соотношение своих кандидатов между дуэлями и «треугольниками»: так, у левых число кандидатов, шедших на первых местах, это соотношение изменилось с 51 к 78 на 76 к 53, у макронистов — с 14 к 54 на 44 к 24, у «Республиканцев» — с семи к 11 на 17 к одному (см. таблицу 2).
Таблица 2. Соотношение кандидатов ведущих партий в конфигурациях в округах накануне второго тура
Партии |
RN |
NFP |
ENS |
LR |
Выиграно в первом туре округов |
39 |
31 |
2 |
1 |
Вышло во второй тур, всего, из них |
445 |
416 |
322 |
62 |
На первом месте (дуэль / «треугольник» + «четырехугольник») |
258 (97/161) |
129 (51/78) |
68 (14/54) |
18 (7/11) |
На втором месте (дуэль / «треугольник» + «четырехугольник») |
118 (44/74) |
156 (59/97) |
158 (49/109) |
36 (19/17) |
На третьем-четвертом местах (дуэль / «треугольник» + «четырехугольник») |
69 (0/69) |
131 (0/131) |
96 (0/96) |
8 (0/8) |
Снято между турами |
4 |
131 |
81 |
3 |
Осталось во втором туре после снятия кандидатур |
441 |
285 |
241 |
59 |
На первом месте (дуэль / «треугольник» + «четырехугольник») |
258 (247/11) |
129 (76/53) |
68 (44/24) |
18 (17/1) |
На втором месте (дуэль / «треугольник» + «четырехугольник») |
118 (99/19) |
150 (118/32) |
158 (124/34) |
35 (33/2) |
На третьем-четвертом местах (дуэль/ «треугольник» + «четырехугольник») |
65 (11/58) |
6 (0/6) |
15 (0/15) |
6 (0/6) |
Не попало во второй тур |
56 |
85 |
179 |
439 |
Проиграно в первом туре округов |
37 |
45 |
74 |
75 |
Всего |
577 |
577 |
577 |
577 |
Источник: составлено автором на основе данных газеты «Монд» (концевая сноска 20).
Конфигурация лепеновцев тоже изменилось: с 97 к 161 на 247 к 11 для лидеров округов и с 44 к 74 на 99 к 19 для шедших на втором месте. Но главное, системные силы серьезно упростили избирателям в большинстве округов выбор: он стал не между тремя-четырьмя, а между двумя кандидатами, один из которых — ультраправый. Это должно было сократить шансы лепеновцев на получение большинства в парламенте.
Как показали итоги второго тура, эта тактика сработала. Большинство кандидатов трех ведущих сил, оппонировавших лепеновцам, победили во втором туре (74,5% у «Республиканцев», 68,8% у макронистов, 52,9% у левых), тогда как из 441 кандидата лепеновцев во втором туре победили чуть меньше четверти (23,5%). Особенно впечатляет процент, полученный оппонентами лепеновцев, выступавших с первого места (абсолютный успех макронистов и «Республиканцев»), но и кандидаты трех системных партий, занявшие в первом туре вторые места (особенно «Республиканцы» и макронисты), оказались успешнее, чем лепеновцы — последние не провели со второго места ни одного из 118 кандидатов.
Таблица 3. Успешность участия ведущих партий во втором туре
Партии |
RN |
NFP |
ENS |
LR |
Всего,
У-участвовали,
П-победили, в т.ч. |
У: 441
П: 104
%: 23,5 |
У: 285
П: 151
%: 52,9 |
У: 241
П: 166
%: 68,8 |
У: 59
П: 44
%: 74,5 |
на первом месте (победили) |
У: 258 (247/11)
П: 104 (96/8)
%: 40,3 (27,9/72,7) |
У: 129 (76/53)
П: 111 (64/47)
%: 86 (84,21/88,6) |
У: 68 (44/24)
П: 68 (44/24)
%: 100 |
У: 18 (17/1)
П: 18 (17/1)
%: 100 |
на втором месте (победили) |
У: 118 (99/19)
П: 0/0
%: 0/0 |
У: 150 (118/32)
П: 40 (40/0)
%: 26,6 (33,8/0) |
У: 158 (124/34)
П: 98 (93/5)
%: 62 (75/ 14,7) |
У: 35 (33/2)
П: 26 (25/1)
%: 74,2 (75,7/ 50) |
на третьем-четвертом местах (победили) |
У: 65 (11/58)
П: 0/0
%: 0/0 |
У: 6 (0/6)
П: 0/0
%: 0/0 |
У: 15 (0/15)
П: 0/0
%: 0/0 |
У: 6 (0/6)
П: 0/0
%: 0/0 |
Источник: составлено автором на основе данных газеты «Монд» (концевая сноска 21).
Итак, тактика «республиканского фронта» остановила ультраправую волну, нахлынувшую в первом туре. В итоге «Национальное объединение» не получило ни абсолютного, ни относительного большинства, став лишь третьей партией по числу выигранных округов — 143 места (39 в первом туре + 104 во втором). Второе место заняли макронисты, так же как и их главный оппонент, не добившись большинства — 168 мест (2+166). Если результат лепеновцев позволяет обсуждать, победа ли это (с точки зрения исторически рекордного результата для партии) или поражение (поскольку после первого тура социологи допускали возможность получения партией до 210-250 мест) (концевая сноска 22), то второе место для президентских сил стало однозначным поражением по сравнению с 2017-м и 2022 гг. Главный успех же выпал на долю левых — 182 места (31+151), выступивших максимально ровно в обоих турах. Очевидно, что здесь сыграла комбинация двух факторов: не поддерживая пропрезидентские силы, многие избиратели в то же время не желали победы партии М. Ле Пен. Голосование за левых в этом плане оказалось выбором «золотой середины».
Соотношение сил во Франции сегодня
Текущее соотношение сил в новом составе НС, начинающего 18 июля свои заседания, — беспрецедентная для современной Франции конфигурация. Как показывает история, в большинстве случаев президенты Пятой республики имели в парламенте относительное или абсолютное большинство, либо проходили через «сосуществование» с враждебным большинством. Сейчас же налицо ярко выраженный раскол парламента на три полюса, причем ни один из них не монолитен как таковой: коалиция левых, центристский блок пропрезидентских сил и даже ультраправый союз М. Ле Пен и Э. Сьотти.
Таблица 4. Соотношение голосов, поданных за ведущие силы Франции на выборах в 2024 г.
Число голосов и % |
Левые (PS, FI, PCF, EELV/ NFP)* |
Макронисты |
«Республиканцы» |
Ультраправые (RN + «сьоттисты») |
Евровыборы-2024 |
7 234 802 |
29,22% |
3 614646 |
14,6% |
1 794 171 |
7,25% |
7 765936 |
31,37% |
Выборы в НС, первый тур |
8 995 226 |
28,06% |
6 425 707 |
20,04% |
2 106 166 |
6,57% |
10 647914 |
33,22% |
Выборы в НС, второй тур |
7 004 725 |
25,68% |
6 313808 |
23,14% |
1 474 650 |
5,41% |
10 109044 |
37,05% |
Источник: составлено автором на основе данных МВД Франции (концевая сноска 24).
* PS — Parti socialiste (Социалистическая партия), FI — La France insoumise («Непокоренная Франция), PCF — Parti communiste français (Французская коммунистическая партяи), EELV/ NFP — Europe Écologie Les Verts / Nouveau Front populaire — «Экологисты» / Новый народный фронт (ННФ).
Если же спуститься c парламентских высот на землю и сравнить совокупное число голосов, поданных французами за ведущие силы на выборах летом 2024 г. (см. таблицу 4), то мы увидим, что они подтверждают тенденцию к расколу избирательного поля на три полюса, причем левый и ультраправый полюса здесь перевешивают центристский. Особенно показательна цифра в 7-10 млн французов, голосующих за ультраправых. И здесь важен еще один штрих: на евровыборах-2024 лепеновцы впервые в своей истории получили поддержку не менее 17-20% во всех возрастных, социопрофессиональных, образовательных и доходных категориях избирателей (концевая сноска 25). Аналогичная картина проявилась по итогам первого тура выборов в НС. Тем самым политика «дедемонизации» М. Ле Пен явно приносит плоды на местах.
На фото: председатель «Национального объединения» (НО) Жордан Барделла и председатель фракции НО в Национальном собрании (НС) Марин Ле Пен.
Текущий расклад сил серьезно осложняет проблему формирования нового правительства Франции. Хотя уже 8 июля Г. Атталь подал заявление об отставке своего правительства, президент предпочел не торопиться, не желая «оголять» министерства, пока не сформирован новый кабинет. Итоги выборов заставили наблюдателей серьезно поломать голову в поисках ответа на вопрос, по какому принципу будет сформировано новое правительство, станет ли оно коалиционным, технократическим, правительством меньшинства либо каким-то еще. Лишь 16 июля отставка Г. Атталя, который к этому времени был избран председателем пропрезидентской фракции в НС, была принята, но, судя по всему, до назначения нового кабинета (и, видимо, на период Олимпиады) он будет вести текущие дела, чтобы сдать их своему преемнику. Не факт, что последнему будет легче. Президент Э. Макрон уже призвал сторонников сформировать коалицию «проектного большинства», скрепленную коалиционным договором. В случае согласия на это самих макронистов, ННФ и «Республиканцев» формирование нового кабинета возможно. Но каким образом входящие в него силы договорятся, что будет их объединять, помимо нежелания делиться властными полномочиями с лепеновцами, и как долго просуществует ли эта коалиция — пока остается загадкой. Неопределенность внутриполитического развития страны возрастает.
Ссылки:
1) Toussay, J. Gabriel Attal Premier ministre : LR attend des « actes », la gauche raille un « retour au porte-parolat » // Huffington Post. 09.01.2024. URL: https://www.huffingtonpost.fr/politique/article/gabriel-attal-premier-ministre-lr-attend-des-actes-la-gauche-raille-un-retour-au-porte-parolat_228092.html
2) Regain de popularité pour Gabriel Attal et Emmanuel Macron en mai, selon deux sondages // Europe 1. 19.05.2024. URL: https://www.europe1.fr/politique/regain-de-popularite-pour-gabriel-attal-et-emmanuel-macron-en-mai-selon-deux-sondages-4247827; Cornudet, C. Gabriel Attal, l'homme mitraillette // Les Echos. 14.07.2024. URL:https://www.lesechos.fr/politique-societe/politique/gabriel-attal-lhomme-mitraillette-2107668
3) Résultats des élections européennes 2019 / Ministère de l'Intérieur et des Outre-Mer. 26.05.2019. URL: https://mobile.interieur.gouv.fr/fr/Elections/Les-resultats/Europeennes/elecresult__europeennes-2019/(path)/europeennes-2019//FE.html; Européennes 2024 — Résultats / Ministère de l'Intérieur et des Outre-Mer. 09.06.2024. URL: https://www.resultats-elections.interieur.gouv.fr/europeennes2024/ensemble_geographique/index.html
4) Européennes 2024 — Sondage jour du vote : profil des électeurs et clés du scrutin / IFOP. 09.06.2024. URL: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2024/06/DET-120537-Rapport-JDV-EUR24-10.06.2024.pdf P. 47, 51.
5) Dissolution de l’Assemblée nationale : une soirée électorale et un coup de tonnerre // Le Point. 09.06.2024. URL: https://www.lepoint.fr/politique/dissolution-de-l-assemblee-nationale-une-soiree-electorale-et-un-coup-de-tonnerre-09-06-2024-2562455_20.php
6) Déclaration de M. Emmanuel Macron, président de la République, sur le résultat des élections européennes et la dissolution de l'Assemblée nationale, à Paris le 9 juin 2024 / Vie publique. URL: https://www.vie-publique.fr/discours/294547-emmanuel-macron-09062024-dissolution-de-lassemblee-nationale
7) Coignard, S. Chaos des législatives : merci Macron ! // Le Point. 01.07.2024. URL: https://www.lepoint.fr/politique/chaos-des-legislatives-merci-macron-01-07-2024-2564449_20.php
8) В СМИ фигурируют 4 имени: бывший сенатор-«республиканец» Пьер Шарон, советник Елисейского дворца Брюно Роже-Пети, глава службы Елисейского дворца по коммуникациям Джонатан Гема и вице-председатель рекламной службы Publicis Клеман Леонардюззи. Gatinois, C., Segaunes, N. Dissolution de l’Assemblée : le pari à haut risque d’Emmanuel Macron pour relancer son quinquennat après l’échec aux européennes // Le Monde. 10.06.2024. URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2024/06/10/dissolution-de-l-assemblee-le-pari-a-haut-risque-d-emmanuel-macron-pour-relancer-son-quinquennat-apres-l-echec-aux-europeennes_6238372_823448.html
9) Кудрявцев А.К., Преображенская А.А., Тимофеев П.П. Расчеты и просчеты президента Макрона: к итогам внеочередных парламентских выборов во Франции // ИМЭМО РАН. 15.07.2024. URL: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/calculations-and-miscalculations-of-president-macron-to-the-results-of-early-parliamentary-elections-in-france
10) Mazuir, V. Législatives 2024 : les programmes décryptés // Les Echos. 16.06.2024. URL: https://www.lesechos.fr/elections/legislatives/legislatives-2024-les-programmes-decryptes-2101783
11) Ensemble pour la République. Notre projet-2024. URL: https://doc.ensemble-2024.fr/programme-legislatives-24.pdf. P. 2, 11.
12) Nouveau Front Populaire. Contrat de législature / La France Insoumise. URL: https://lafranceinsoumise.fr/wp-content/uploads/2024/06/PROGRAMME-FRONT-POPULAIRE.pdf P. 6.
13) Chainay, J. Législatives 2024 : que proposent les principaux partis sur la politique étrangère ? // Ouest France. 26.06.2024. URL: https://www.ouest-france.fr/elections/legislatives/legislatives-2024-que-proposent-les-principaux-partis-sur-la-politique-etrangere-a9affa42-33b3-11ef-8462-4d5d263c07bc
14) Bardella Premier Ministre. Un Projet, Une Méthode/ Rassemblement national. URL: https://rassemblementnational.fr/documents/202406-programme.pdf P. 7.
15) Législatives 2024. 30 juin et 7 juillet 2024 / Ministère de l'Intérieur et des Outre-Mer. URL: https://www.resultats-elections.interieur.gouv.fr/legislatives2024/ensemble_geographique/index.html
16) Législatives 2024 : règles et déroulement du scrutin / Vie publique. 12.06.2024. URL: https://www.vie-publique.fr/eclairage/38011-legislatives-2024-regles-et-deroulement-du-scrutin
17) La candidate RN à Caen se retire après la diffusion d'une photo d'elle portant une casquette nazie / France Bleu. 02.07.2024. URL: https://www.francebleu.fr/infos/politique/info-france-bleu-la-candidate-rn-a-caen-se-retire-apres-la-diffusion-d-une-photo-d-elle-portant-une-casquette-nazie-4821206
18) Législatives 2024 : y a-t-il une triangulaire dans votre circonscription ? Retrouvez la liste officielle des candidatures pour le second tour // Le Monde. 02.07.2024. URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2024/07/02/legislatives-2024-pour-faire-barrage-au-rn-195-candidats-et-candidates-se-sont-deja-desistes-suivez-le-decompte-en-temps-reel_6245837_4355771.html
19) Здесь и далее: RN — «Национальное объединение» (лепеновцы), NFP - Nouvel Front populaire – ННФ (левые), ENS — коалиция «Вместе» (макронисты), LR — «Республиканцы».
20) Législatives 2024 : y a-t-il une triangulaire dans votre circonscription ?...
21) La carte des résultats des législatives 2024 au second tour : la composition de l’Assemblée et le député élu dans votre circonscription // Le Monde. 07.07.2024. URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2024/07/08/la-carte-des-resultats-des-legislatives-2024-au-second-tour-la-composition-de-l-assemblee-et-le-depute-elu-dans-votre-circonscription_6247510_4355771.html
22) Baromètre des législatives 2024. Deuxième tour des élections législatives / Odoxa. Juillet 2024. URL: https://www.odoxa.fr/sondage/les-desistements-republicains-devraient-priver-le-rn-dune-majorite-absolue-aux-legislatives/ P. 13.
23) Européennes 2024 — Résultats... ; Législatives 2024. 30 juin et 7 juillet 2024...
24) Comprendre le vote aux élections européennes du 9 juin 2024 / Elabe. URL: https://elabe.fr/wp-content/uploads/2024/06/rapport_jdv_09062024_complet.pdf P. 11-15.
25) Guez, A. Résultats élections législatives 2024 : âge, diplômes, revenus... comment ont voté les français // BFM TV. 01.07.2024. URL: https://www.bfmtv.com/politique/elections/legislatives/resultats-elections-legislatives-2024-age-diplomes-revenus-comment-ont-vote-les-francais_AV-202406300567.html
Фото с сайтов www.elysee.fr и www.info.gouv.fr, из социальной сети X председателя группы «Обновляя Европу» в Европейском парламенте Валери Айе (@ValerieHayer), из телеграм-канала Жан-Люка Меланшона (https://t.me/JLMelenchon) и из социальных сетей «Национального объединения» (НО).