Fr Fr

Глава 2. Экономика

Трюэль Жан-Луи
1 ноября 2017

«Сколково» сегодня

Первоначальный замысел (концевая сноска 1)

После кризиса 2008–2009 гг. Дмитрий Медведев, в те годы президент Российской Федерации, инициировал масштабную программу «модернизации» российской экономики. Одним из основных элементов этой программы было ускорение инновационного и технологического развития. В рамках этой инициативы в 2010 г. был разработан проект национального научно-технического центра, расположенного в подмосковном Сколково.

Планировалось создать «научный городок», где кроме инновационного центра разместились бы: центр фундаментальных исследований, инновационные компании, «технопарк», бизнес-школа Skolkovo School of Management, научный университет «СколТех», работающий в партнерстве с Массачусетским технологическим институтом (MIT), а также офисы и жилые помещения. Чтобы привлечь компании в Сколково, им были предложены льготные условия: субсидии, налоговые льготы (освобождение от налога на прибыль и налога на землю), упрощенное трудоустройство иностранных граждан, таможенные льготы... Компании-резиденты в Сколково также получали доступ к различным видам поддержки, тренингу и участию в многочисленных рекламных акциях.

Деятельность «Сколково» была разделена на пять тематических кластеров: информационные и компьютерные технологии, космические технологии, энергоэффективные технологии, биомедицинские технологии, ядерные технологии.

Изначально в Сколково планировалось создать к 2020 г. 30 тыс. рабочих мест и построить жилье для постоянного проживания 20 тыс. человек. Значительная часть резидентов Сколково должна была состоять из зарубежных компаний: стартапов, малых и средних инновационных предприятий, а также крупных международных компаний. Ряд соответствующих партнерств был подписан на стадии разработки проекта.

Кроме того, одной из задач Фонда «Сколково» был поиск потенциальных резидентов в регионах.

Современная ситуация

В начале 2017 г. в Сколково разместились около 1 600 компаний. Из них 600 располагают статусом резидентов, но при этом находятся в регионах.

Ведущими кластерами являются биомедицинские технологии (30%), информационные технологии (30%) и энергоэффективные технологии (23%). С 2010-го по 2016 г. около 200 компаний воспользовались субсидиями Фонда «Сколково» на общую сумму в 10 млрд рублей. Эта цифра оказалась, однако, значительно ниже первоначальных прогнозов (от 25 до 30 млрд рублей), в частности по причине резкого уменьшения объемов выданных кредитов после 2014 г.

Согласно заявлениям премьер-министра Дмитрия Медведева, была создана 21 тыс. рабочих мест, а общий оборот компаний-резидентов в 2016 г. составил 40 млрд рублей. В конце 2016 г. общий объем инвестиций составил 100 млрд рублей государственных и 92 млрд частных средств (концевая сноска 2).

Все же проект «Сколково» был вынужден пересмотреть свои планы по сравнению с первоначальным замыслом.

Явной сменой курса стала переориентация с иностранных на российские компании, объявленная в 2012 г. Официально в Сколково до сих пор числятся около пятидесяти крупных международных компаний, имеющих статус партнера: это Airbus, Alstom, Boeing, Cisco, Ericsson, General Electric, IBM, Intel, Microsoft, Nokia, Panasonic, Samsung, Schneider Electric, Siemens и др. Но в большинстве случаев их деятельность носит ограниченный характер. Что касается программы, направленной на зарубежные малые и средние предприятия и стартапы, которая должна была дать им доступ к крупным субсидиям и обеспечить возможность развивать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность (НИОКР) в Сколково, она, к сожалению, не привела к ожидаемым результатам. Первоначально планировалось привлечь около ста компаний, но на деле субсидиями воспользовались около двадцати (концевая сноска 3). Это может объясняться сокращением бюджета, административными трудностями, но и, в большой мере, решительным противостоянием некоторых российских бизнес-кругов, которые воспринимали предложенные государством льготы как несправедливые привилегии (концевая сноска 4).

В то же время многие российские компании перенесли небольшую часть своей деятельности в Сколково с целью воспользоваться преимуществами, связанными со статусом резидента: выгодный налоговый режим, логистическая поддержка, перспективы привилегированного доступа к госконтрактам. Это объясняет достижение поставленной цели в плане общего количества компаний-резидентов, но во многих случаях речь идет лишь о формальном резидентстве.

Программа по строительству жилых домов и созданию инфраструктуры затянулась. В начале 2017 г. менее 200 компаний осуществляли реальную деятельность на месте. Еще большее отставание от графика наблюдается в отношении строительства жилых помещений и городской инфраструктуры: первые жилые дома были достроены лишь к началу 2017 г.

Известным успехом увенчались акции по поддержке компаний, в особенности наименее крупных, и налаживанию контактов между ними: тренинг, рабочие контакты, поиск финансирования, коммуникация, поддержка международного развития с помощью многочисленных командировок... Кроме того, сколковский технопарк обеспечивает первоклассной инфраструктурой девяносто компаний-резидентов.

«Сколково» также удалось позиционировать себя в центре многочисленных акций по продвижению российской инновационной системы: проведение конгрессов, день инноваций Start-up Village, встречи между стартапами-резидентами и крупными международными компаниями, зарубежные командировки...

Среди стартапов, развивающих реальную деятельность на месте и ориентированных на международный рынок, лучше всего представлены следующие отрасли: компьютерная безопасность, электронные платежи и сделки, интернет вещей, современные материалы, возобновляемые источники энергии и т.д. В 2015 г. в рамках биомедицинского кластера был создан новый отдел сельскохозяйственных технологий и биотехнологий, который отвечает более широким требованиям, вызванным политикой импортозамещения, в частности в сельскохозяйственной отрасли.

Крупные российские предприятия используют «Сколково» как платформу для своих проектов развития инновационных отраслей: так, группа «Черкизово» (агропром) создала бизнес-акселератор для стартапов, а холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга (президент фонда «Сколково») занимается новыми источниками энергии.

Некоторые крупные зарубежные компании до сих под развивают активную деятельность в Сколково. Стоит упомянуть Panasonic, который подписал ряд договоров о сотрудничестве и передаче технологий с компаниями-резидентами и поставил новейшее оборудование для жилых зданий. Многие французские компании, среди которых Airbus, Auchan, Leroy Merlin, Michelin, сотрудничают со сколковскими стартапами. В начале 2016 г. French Tech Moscow также заключил партнерство со «Сколково».

Каков итог?

На фоне сложной экономической ситуации «Сколково» продолжает развиваться. Но это происходит ценой переориентации на отечественные компании и отказа от части заявленных целей.

«Сколково» – очень важный инновационный центр, который предоставляет самые благоприятные условия для нескольких сот компаний, пользующихся государственными субсидиями или имеющими статус резидента технопарка «Сколково». Отраслевая специализация в целом отражает технологические преимущества российской системы инноваций. «Сколково» также приобрело определенный имидж, позволяющий объединять многочисленные инициативы. Однако еще далека первоначально поставленная цель: создать инновационный мегаполис, находящийся в одном ряду с передовыми международными центрами, где были бы представлены крупнейшие международные игроки.

А главное, возникает вопрос: может быть, менее централизованный подход, идущий на пользу региональным центрам, позволил бы более оптимально использовать вложенные средства?

***

1. См. Трюэль Жан-Луи. Инновационная политика в России // Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво «Россия 2014». Москва: Новый век медиа, 2014. С. 129–139.

2. Сообщение Фонда «Сколково», 14 декабря 2016 г. 3. Приблизительная оценка. Официальные данные недоступны.
4. Как заявил руководитель одной российской компьютерной компании: «Когда я слышу, что какая-то фирма инвестирует в “Сколково”, у меня возникает ощущение, что она украла у меня часть моего бизнеса. И за это она будет получать субсидии от российского государства».