В плане технологического развития Россия все еще значительно отстает от многих стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако этот отрыв значительно сократился за последние шесть-семь лет благодаря усилиям федерального правительства, направленным на инновационное развитие и модернизацию экономики.
Таким образом в 2016 г. Россия переместилась с 64-го места (которое она занимала в 2010 г.) на 43-е место из 128 в Глобальном инновационном индексе, публикуемом Европейским институтом бизнес-администрации (INSEAD).
Осознавая опасность, которую представляет большая зависимость российской экономики от нефтегазовой отрасли, начиная с 2010 г. российские власти начали принимать меры по модернизации и инновационному развитию. Так, правительство РФ определило пять стратегических приоритетов: информационные технологии, космические технологии, атомные технологии, биотехнологии, энергоэффективные технологии. Более 15 млрд евро были выделены на поддержку инновационной экосистемы и стартапов на период 2011–2018 гг.: в Москве был разработан проект «Сколково» (российская «Кремниевая долина») (концевая сноска 1), в столице Татарстана Казани – проект «Иннополис»; было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ); были учреждены государственные инвестиционные фонды (Российская венчурная компания (РВК), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и др.) и созданы бизнес-инкубаторы на базе крупных государственных университетов (бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ, бизнес-инкубатор МГУ, бизнес-инкубатор «Ингрия» при «Технопарке Санкт-Петербурга» и т.п.).
Политический и экономический кризис 2014 г. и последовавшие за ним эмбарго и политика импортозамещения усилили описанную выше тенденцию.
2016 г. был отмечен вступлением в силу федеральной программы инновационного развития «Национальная технологическая инициатива» до 2035 г. Эта программа, принятая в 2014 г., сегодня по степени важности оценивается как равная «Стратегии национальной безопасности». Внедрение программы было доверено государственному фонду фондов «РВК». Программа состоит из девяти отраслевых приоритетов, пять из которых уже были одобрены Советом Федерации: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили, интеллектуальные транспортные системы), MariNet (интеллектуальные транспортные системы), NeuroNet (нейрокоммуникации), EnergyNet (возобновляемая энергетика). В октябре 2016 г. «РВК» и Фонд «Сколково» подписали дорожную карту по взаимодействию на 2016-2017 гг., в соответствии с поручениями правительства РФ по интеграции этих двух институтов. Дорожная карта предусматривает создание совместного венчурного фонда, запуск центра инвестиционного консультирования, объединение усилий по развитию инновационной экосистемы и поддержке высокотехнологичных стартапов.
Тем не менее в результате санкций, совпавших с падением цен на нефть и с девальвацией рубля, Россия опустилась с 14-го на 26-е место в рейтинге Bloomberg Innovation Index 2017, включающем 50 передовых стран в сфере инновационного развития. Несмотря на значительные объемы государственного финансирования, в частном секторе стимулы к внедрению инноваций остаются слабыми, учитывая значительный научный потенциал страны. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составили в 2015 г. 1,13% ВВП. Для сравнения, во Франции этот показатель – 2,26% ВВП. Финансирование преимущественно государственное: государство финансирует 70% исследований, значительно опережая в этом частный сектор. Россия также отстает от стран ОЭСР по количеству заявленных патентов и НИОКР, финансируемых частным сектором. Эта ситуация объясняется тремя главными факторами: преобладающая роль государства (81% капитала 10 крупнейших российских предприятий), большая доля крупных предприятий в экономике (79%) и малое количество предприятий, котирующихся на бирже. Соответственно, только три российских предприятия вошли в рейтинг Global Innovation, опубликованный консалтинговым бюро strategy& в 2016 г. и включающий тысячу международных предприятий, котирующихся на бирже с самым высоким уровнем расходов в сфере НИОКР. От России в этом рейтинге: «Газпром» (энергетика – 259-е место), «Яндекс» (Интернет – 484-е место) и РКК «Энергия» (космические системы – 701-е место).
С целью поддержать инновационное развитие в частном секторе в 2016 г. федеральное правительство ввело две новые меры. Первая – нацелена на продвижение госзаказов на инновационную продукцию малых и средних предприятий со стороны госкомпаний (список из 90 предприятий, среди которых «Аэрофлот», «РЖД», «Газпром», «Роснефть» и др.). Вторая – предусматривает налоговые льготы (освобождение от налога на прибыль) с января 2017 г. до 2019 г. для предприятий, вкладывающих средства в НИОКР.
Инновации сосредоточены преимущественно в отрасли информационных технологий
Аналитики оценивают долю цифровой экономики приблизительно в 4% от ВВП России. Сюда входит телекоммуникационная отрасль, Интернет и электронная торговля Россия является первым европейским рынком мобильной и интернет-коммуникации с 259 млн абонентов мобильной связи (уровень проникновения на рынок – 176%) и 80 млн интернет-пользователей (проникновение – 60%). Рынок электронной коммерции, стремительно растущий благодаря развитию Интернета, также имеет огромный потенциал развития (41 млн интернет-покупателей и оборот свыше 20 млрд евро за 2016 г.).
GP Bullhound выделил в 2016 г. три выдающихся российских компании (так называемых «единорогов» (концевая сноска 2)): «Яндекс», «ВКонтакте» и Avito. После того как южноафриканский фонд Nasper приобрел Аvito за 1,2 млрд долларов, эта компания стала третьей крупнейшей котирующейся на бирже по итогам 2015 г. в сфере интернет-услуг после Mail.ru и «Яндекса».
По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) за 2016 г., три четверти венчурных инвестиций сконцентрированы в отрасли информационных технологий, которая значительно опережает отрасль биотехнологий (10%) и отрасль промышленных технологий (5%). Искусственный интеллект, финансовые технологии, Интернет вещей и робототехника стали самыми быстроразвивающимися отраслями в 2016 г., в то время как в 2015 г. в первых рядах были кибербезопасность, «большие данные», электронная коммерция и цифровой маркетинг.
Отрасль информационных технологий пострадала меньше других, но последствия политического и экономического кризиса коснулись и ее. В частности, сократился рынок венчурных капиталов: частные российские инвесторы вышли из российских стартапов и перенесли свое внимание на зарубежные. Так, например, российский фонд Runa Capital в феврале 2017 г. вложил средства в четвертый по счету французский стартап. За тот же период выросло присутствие в России иностранного венчурного капитала: в 2016 г. в российские компании вложили средства 17 венчурных инвесторов (в 2014 г. их было всего 5).
Этот возобновившийся интерес объясняют три главных фактора: сильный потенциал российского рынка, низкий курс рубля и наличие высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, от пяти до десяти раз более дешевой, чем в Европе или США.
French Tech Moscow: бренд для объединения французских и российских инновационных экосистем и стартапов
Французское технологическое сообщество в Москве продолжает расти. Оно начало формироваться в 2014 г. с появлением новых французских стартапов, «единорогов» и малых и средних предприятий в России: AT Internet, Blablacar, Criteo, Generix, Humelab, Kameleoon, News Republic и др. В 2015 г., несмотря на непростую ситуацию, на российском рынке появились новые французские технологические компании: Lengow, Netatmo, Parrot, StarOfService, Target2Sell. В том же году в Москве обосновался парижский бизнес-акселератор Numa.
Проект French Tech Moscow начал развиваться весной 2015 г. в партнерстве с институциональными и частными игроками и с участием пятнадцати послов и видных французских и российских общественных деятелей, имеющих отношение к технологическому сообществу в Москве (концевая сноска 3). French Tech Moscow преследует три главные цели: объединить всех участников экосистемы – стартапы, инвесторов, официальные учреждения и системы поддержки предприятий; облегчить проникновение французских стартапов на российский рынок и ускорить их коммерческое развитие; привлечь российские стартапы и российских инвесторов во Францию.
Объединение French Tech Moscow, получившее официальное признание в январе 2016 г., насчитывает сегодня более ста членов (это успешные предприниматели, стартапы, МСП, крупные предприятия, французские и российские инвесторы). Оно проводит более двадцати различных мероприятий и коммуникационных акций в год с целью облегчать общение и обмен опытом, продвигать и рекламировать французское инновационное ноу-хау, а также увеличивать известность и привлекательность бренда French Tech в среде инновационных предприятий, стартапов, СМИ и влиятельных игроков российского рынка.
***
1. См. в этом же сборнике статью Жан-Луи Трюэля «Сколково сегодня».
2. Непубличные технологические компании, стоимость которых, по оценке инвесторов, превышает 1 млрд долларов.
3. http://moscow.lafrenchtech.com