Fr Fr

Глава 3. Экономика

Ефремов Сергей
1 ноября 2019

"Национальные проекты 2018-2024 годов: инструкция по применению"

В «майском указе» 2018 года Президент России поставил перед Правительством «национальные цели развития» до 2024 года. Цели включают обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, обеспечение устойчивого роста реальных доходов, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации, улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно, ускорение технологического развития, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Эти цели также важны с точки зрения их концептуального соответствия международной повестке, в том числе ряду целей устойчивого развития ООН.

Национальные проекты являются ключевым инструментом реализации национальных целей развития. На данный момент реализуется 12 национальных проектов (Демография, Здравоохранение, Образование, Жилье и городская среда, Экология, Безопасные и качественные автомобильные дороги, Производительность труда и поддержка занятости, Наука, Цифровая экономика, Культура, Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, Международная кооперация и экспорт) и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Проекты состоят из федеральных проектов, а последние в свою очередь «декомпозированы» до региональных проектов, реализуемых зачастую во всех субъектах страны. Таким образом, в реализацию национальных проектов оказываются вовлечены все уровни государственной власти.

Существенное место в реализации национальных проектов уделяется развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) как основы стабильности экономической модели страны. Проект по МСП предполагает развитие системы поддержки бизнеса, начиная от создания компании до вывода предприятия на экспорт. Так, программа субсидирования процентных ставок по кредитам ориентирована на повышение доступности финансовых ресурсов. Высокая стоимость кредитов – одно из ключевых препятствий развитию бизнеса, наряду с особенностями институциональной среды. Отдельные мероприятия нацелены на поддержку экспортно-ориентированных компаний, совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, развитие сельской кооперации и поддержку фермеров. Проект нацелен на повышение доли МСП в ВВП до 32,5% к 2024 (с текущего, по данным проекта, уровня – 22,3%), развитие экспорта МСП и повышение количества занятых в МСП с 19,2 млн чел. до 25 млн человек (около трети экономически активного населения). Мероприятия «Трансформация делового климата» включают совершенствование контроля и надзора, таможенного администрирования, повышение качества правового регулирования.

Повысить доверие

Важное место в национальных проектах занимает сюжет развития российского экспорта. На развитие экспорта ориентирован национальный проект «Международная кооперация и экспорт», реализуемый в отраслях логистики, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, информационных технологиях и других. В развитии экспорта особую роль играют либерализация визовых режимов, а также содействие въездному туризму в Российскую Федерацию. При этом на успешность проекта будет влиять способность укрепить доверие мирового делового сообщества, прежде всего, к российским государственно-правовым институтам. Доверие влияет на инвестиции, а на доверие влияет стабильность и предсказуемость макроэкономической и политической ситуации.

В реализации национальных проектов могут участвовать российские и зарубежные инвесторы, прежде всего, локализовавшие производство в России, что открывает дополнительные возможности для привлечения финансирования из-за рубежа и внутри страны, повышения качества продукции, развития трансфера технологий и обмена лучшими практиками. Несмотря на то, что финансирование национальных проектов преимущественно осуществляется за счет государственного бюджета, имеются возможности софинансирования из внебюджетных источников.

Целый комплекс проектов ориентирован на развитие социальной сферы и человеческого капитала (национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Культура»). На развитие человеческого капитала ориентированы национальные проекты «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», программа «Цифровая экономика» в части развития кадров (программа является «сквозной» для различных секторов и отраслей). Повышать производительность планируется с учетом зарубежного опыта, в том числе Франции, Японии, Германии и других стран. Успешность проектов можно оценивать по их способности преобразовать человеческий капитал в экономическое развитие и конкурентоспособность экономики. На эту задачу влияет наличие работающих социальных лифтов, повышение качества образования, в особенности технического и педагогического.

Учитывая масштабы страны, особо важным для экономического развития является повышение экономической связности регионов, их взаимной транспортной доступности, которая ориентирована на повышение мобильности труда, а также скорости грузопотоков. С этой целью запланированы мероприятия Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, которые включают развитие железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, развитие электроэнергетической инфраструктуры. Запланировано развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», предусмотрены строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай», развитие Северного морского пути. Запланированы строительство и модернизация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

За сотрудничество, против бюрократизации

Для достижения целей и реализации нацпроектов важна скоординированность действий органов власти, прежде всего федерального и регионального уровня, от планирования до реализации. Важным фактором успеха будет являться качество проектной работы федерации с регионами и внутри регионов. Для этого важно встраивание проектных задач в текущую деятельность органов власти и организаций. Если ведомства будут «увязать» в бюрократии, отдавая приоритет текущей деятельности и теряя из виду цели развития, то эффективность национальных проектов будет ограниченной. Особенно важной является система ключевых показателей эффективности (КПЭ) высших должностных лиц и её активное применение. Это система сигналов, используемая для мотивации власти на различных уровнях. Система персонализированных КПЭ позволяет, в числе прочего, снизить риски взаимного перекладывания ответственности в случае неудачи.

Планы проектов могут уточняться, дополняться, что предусмотрено логикой проектного подхода. Национальные проекты должны быть «живым» механизмом, гибко реагирующим на изменения внешних условий. Для достижения поставленных целей могут понадобиться кросс-проектные подходы, помимо утвержденных проектов.

Результаты национальных проектов зависят от качества системы мониторинга. Мониторинг важен для принятия оперативных управленческих решений. Мониторингу рисков способствует наличие информационной инфраструктуры, позволяющей из единого центра отслеживать статус и риски на всех уровнях исполнения. Наличие соответствующей информационной, цифровой инфраструктуры – ещё один фактор успеха. Особое место в этой системе уделяется информационной системе «Электронный бюджет».

Потенциал национальных проектов не должен преувеличиваться. По примерным оценкам расходы на национальные проекты в 2019-2024 годах будут варьироваться в пределах 2,8-4% от ВВП. Цифры могут меняться в рамках реализации принципов «скользящего планирования», то есть доработки проектов по мере реализации, в том числе с учетом доступных бюджетных ассигнований. Вклад национальных проектов в развитие ВВП может быть достигнут, прежде всего, через развитие транспортной инфраструктуры, рост объема и качества капитальных вложений, инвестиции в здравоохранение, науку и образование. Вложения в указанные сферы зачастую оказывают отложенный эффект на экономическое развитие.

Наибольшее финансирование (по планам на начало 2019 года) должны получить Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также проекты «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Демография», «Здравоохранение», «Цифровая экономика». Это отражает размер государственных обязательств в указанных сферах и, косвенно, приоритетность перечисленных проектов.

Для реализации национальных проектов важно преодоление бюрократической неэффективности и упрощение избыточных процедур. Существуют механизмы упрощенного согласования различных нормативных правовых актов в рамках нацпроектов.

Майский указ – это ориентир для органов власти всех уровней и обещание обществу результатов, которые планируется достичь до 2024 года. В этой связи важен учет предложений гражданского общества, позиций бизнеса и инвесторов. Учет обратной связи при адаптации планов проектов (в том числе в рамках «скользящего планирования») – инструмент повышения доверия к нацпроектам, развития инвестиций.

Национальные проекты – один из ключевых посылов наступившего политического цикла. Достижение конкретных результатов и предотвращение «сваливания» в прожектерство зависит от купирования перечисленных рисков, от отношения к национальным целям развития на различных уровнях власти, от доверия общества и инвесторов к инструменту национальных проектов, от способности государства обеспечить координацию и реализацию проектов.