Fr Fr

Глава 3. Экономика

Оганесян Ани
1 Ноября 2019

"Пенсионная реформа в России: каких результатов ждать от непопулярных мер?"

Доверие населения к пенсионным системам низкое: старение населения, низкая доходность пенсионных накоплений, падение занятости и недостаточный охват некоторых групп работников пенсионным обеспечением подрывают веру в то, что все виды пенсионных систем – распределительные и накопительные – выполнят свои обещания по достижении работниками пенсионного возраста.

Теоретически, пенсионное обеспечение должно работать по простому принципу: работники откладывают сбережения на протяжении всей жизни, работодатели отчисляют социальные (в т.ч. пенсионные) взносы, а государство собирает налоги для финансирования государственных пособий. Все эти средства должны составить в целом стабильный источник пенсионного дохода. Важная концепция того, что работники, работодатели и правительство разделяют ответственность, является основой трехуровневой модели (концевая сноска 1) финансирования – основополагающая для обеспечения выхода на пенсию.

Необходимость преобразования российской пенсионной системы обусловлена ростом расходов на содержание, зависимостью от бюджетных поступлений и взносов, невысоким объемом активов и ожидаемым увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда России.

Демографическая ситуация в стране существенно ухудшилась из-за падения рождаемости в 1990-е годы. Численность работающего населения в РФ, достигнув пика в 2012 г., стала сокращаться, что на фоне постепенного роста числа пенсионеров дало значительную нагрузку на работающее население и обусловило рост дефицита бюджета ПФР. Бюджетные расходы, связанные с пенсионным обеспечением, в 2014 и 2015 гг. равнялись 2,8 трлн руб. (3,4% ВВП), а в 2017 г. - уже 4,6% ВВП. К 2050 г. прогнозируется увеличение расходов на пенсионную систему до 14,9% ВВП. Исходя из прогнозов Минэкономразвития России, к 2020 г. прогнозируется сокращение работающего населения на 7% и увеличение количества пенсионеров на 17%, а удельное число наемных работников на одного пенсионера сократится к 2030 г. по сравнению с 2015 г. с 1,18 до 0,98, что будет способствовать дальнейшему росту дефицита бюджета ПФР. Эти предпосылки и прогнозы обусловили необходимость реформ пенсионной системы в России.

О чем свидетельствует официальная статистика? О том, что в стране очень низкая безработица, высокая доля занятых в общей численности населения и низкая доля расходов на содержание государственной компоненты пенсионной системы от ВВП, но наибольшая доля пенсионеров (29,2%), низкое значение коэффициента замещения, несопоставимые уровни заработной платы и пенсий и самая значительная динамика роста продолжительности жизни к 2030 г. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни и пенсионным возрастом составляет 10,4 лет, а с учетом увеличения продолжительности жизни - 13,7 лет. Доля участвующих в негосударственном пенсионном обеспечении в общей численности населения России сократилась с 4,6 % в 2013 г. до 3,6 % в 2016 г. (концевая сноска 2).

В качестве основных предложений по приоритетным направлениям совершенствования пенсионной системы РФ на примере опыта ЕС выделены повышение и уравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин, увеличение доли отчислений заработной платы, направляемой на формирование накопительной пенсии, снятие ограничений на перечисления пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, а также дальнейшее развитие института негосударственного пенсионного обеспечения.

Фундаментом российской пенсионной системы является распределительная модель, при которой поступления от уплачиваемых работающим населением пенсионных взносов идут на выплату текущих пенсий. Размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа пенсионеров (таблица 1).

В структуре ПФ РФ выделим государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, а также государственную, страховую и накопительную виды пенсий.

Пенсионная реформа в России

За последнее время пенсионная система Российской Федерации перенесла множество разнообразных реформ, направленных, в основном, на предотвращение главной проблемы – дефицита бюджета. Дефицит бюджета - результат затяжного экономического кризиса, в результате которого количество отчисляемых в фонд средств не хватает на покрытие всех его расходов.

Началом реформ Пенсионной системы РФ можно считать 2002 г., когда с целью увеличения доли накоплений принцип солидарности в ПС РФ был заменен на смешанный распределительно-накопительный принцип. Начиная с 2004 г. происходит активное развитие рынка негосударственных пенсионных фондов, а с 2008 г. функционирует государственная поддержка формирования пенсионных накоплений.

Реформы Пенсионного фонда России 2013-2015 гг. ввели новую формулу расчета размера пенсии с учетом стажа, заработка и возраста выхода на пенсию. Взносы, обеспечивающие последующие пенсионные выплаты, производятся работодателем в ПФР в размере 22 %, из которых 16 % относятся на формирование страховой пенсии (обеспечение принципа солидарности), а 6 % идут на пенсионные накопления (на текущий момент резервируются для накопительной пенсии, что обусловлено действующим мораторием на перечисление пенсионных накоплений) (таблица 2). Кроме того, в РФ функционирует система негосударственного пенсионного обеспечения, позволяющая производить дополнительные отчисления как работодателем, так и работником.

Средства, поступающие в страховую часть, учитываются не в рублях, как средства накопительной части, а в виде пенсионных коэффициентов или баллов. При назначении пенсии баллы «конвертируются» обратно в рубли. Стоимость одного пенсионного балла ежегодно устанавливается правительством. В 2019 году она составила 87,24 рублей. Чтобы получать пенсию, к наступлению пенсионного возраста необходимо будет проработать не менее 15 лет и заработать не менее 30 баллов (при назначении пенсии в 2025 г.) (концевая сноска 3). Если стаж или сумма баллов меньше, то гражданин будет получать от государства социальную пенсию.

Таким образом, на основании данной реформы, граждане 1967 года рождения и моложе получили право решать судьбу накапливаемых ими пенсионных средств. Участие в накопительной части с 2014 года стало добровольным, работник мог отказаться от нее в пользу страховой. Но в 2014-2016 годах пополнение накопительной части было приостановлено для всех, что вызвало определенные недовольства.

Особым блоком в реформировании Пенсионной системы стали реформы, направленные на повышение пенсионного возраста. Вопрос о повышении пенсионного возраста эпизодически затрагивался, однако, точных данных о проведении реформы не сообщалось, а ее принятие всячески оттягивалось. Именно поэтому, когда столь быстро были приняты такие радикальные меры, данная реформа по увеличению пенсионного возраста воспринялась гражданами негативно. Основываясь на опыте зарубежных стран, многие эксперты считают, что к такому шагу не готов ни рынок труда - людям старшего возраста трудно трудоустраиваться, а поэтому им придется платить вместо пенсии пособия по безработице, таким образом, бюджет ничего не получит, ни социологические и демографические показатели.

На возрастные изменения отведен длительный период времени, который начался с 1 января 2019 г. и завершится в 2028-м. Так, согласно реформе, пенсионный возраст для мужчин планируется повысить с 60 до 65 лет к 2028 году, для женщин – с 55 до 60 лет к 2034 г. При этом на сегодняшний день средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 66,5 лет, а женщин – 77 лет. Так же, для жителей, у которых выход на пенсию запланирован на 2019-2020 года, предусмотрена особая льгота – выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 г.

Результаты реформ и выводы

Таким образом, пенсионная система РФ в ходе реформирования приобрела трехуровневую структуру (солидарная система, которая предусматривает фиксированный размер пенсионных выплат; накопительный компонент обязательного пенсионного страхования и баллы, а также добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение по принципу defined contribution). Дальнейшие реформы пенсионной системы направлены как на повышение устойчивости системы в целом, так и на увеличение доли пенсионных накоплений.

Однако на данный момент пенсионную систему РФ нельзя охарактеризовать как финансово устойчивую и самостоятельную вследствие сложившейся демографической ситуации, положительной прогнозируемой к 2050 г. динамики роста расходов на содержание, сильной зависимости от бюджетных поступлений и взносов, использования ПФР всех поступлений на выплаты текущих пенсий, невысокого объема активов пенсионной системы и ожидания значительного увеличения дефицита бюджета ПФР.

Все это обусловливает необходимость дальнейшего реформирования российской системы пенсионного обеспечения, в том числе за счет непопулярных среди населения в текущий период мер ради достижения положительных результатов в долгосрочном периоде.

******

1. Примечание: Первый уровень – это трудовая (или государственная) пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов стран. Второй уровень – это корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения. Третий уровень – частная пенсия, формируемая работником самостоятельно исходя из собственных сбережений.

2. Заболотский Е. Д. Опыт реформирования пенсионных систем стран Европейского союза и возможности его использования в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2017. – №3.

3. http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/kak_form_bud_pens/