Fr Fr

Документ "Россия-Франция. 20 предложений для перспективного партнерства"

Поделиться материалом
Документ "Россия-Франция. 20 предложений для перспективного партнерства"
Основа дорожной карты российско-французского сотрудничества, список конкретных проектов в области политики, экономики, военно-стратегического взаимодействия, гуманитарного сотрудничества
Документ "20 предложений" стал важнейшей инициативой Франко-российского аналитического центра Обсерво и "Российского совета по международным делам" (РСМД). Документ был опубликован накануне заседания Межправительственной комиссии и передан руководителям всех ведомств и министерств обеих стран, в том числе лично премьер-министру Франции Жан-Марку Эро.
Франко-российские отношения имеют длинную и богатую историю. Но также они устремлены в будущее, к партнерству в интересах двух наших стран и Европы в целом.

За последние десять лет двустороннее партнерство вышло на новый уровень. Прошедший в 2010 г. Перекрестный год Франции и России совпал с новым витком развития отношений как в экономическом, так и в политическом плане. Товарооборот между странами начиная с 2000 г. увеличился в пять раз и превысил 21 млрд евро в 2012 г. Россия является третьим экспортным рынком для Франции (без учета стран ЕС и Швейцарии), после США и Китая. Франция является вторым европейским экспортером в Россию и третьей страной по прямым иностранным инвестициям (без учета оффшорных зон и налоговых раев). Крупные французские предприятия представлены в самых различных областях (транспорт, энергетика, АПК, банки, автомобилестроение, фармацевтическая промышленность) и способствуют модернизации российской экономики. Привилегированное партнерство Парижа и Москвы, установленное со времен генерала де Голля, делает возможным сотрудничество в таких чувствительных областях, как космос и вооружение.

Франко-российский политический диалог опирается на чрезвычайно разветвленную институциональную структуру (Межправительственный семинар, Франко-российский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, Франко-российский совет по сотрудничеству по вопросам безопасности). Обе наши страны имеют совпадающие или близкие подходы ко многим международным вопросам. Многополярный мир, в таком виде, в котором он возникает, рассматривается как развитие в положительном направлении, хотя и не лишенное некоторых рисков. Франция, как и Россия, высказывается за многосторонность и за сохранение центральной роли ООН. Страны сталкиваются со схожими вызовами: сохранение их влияния и стратегического суверенитета в глобализированном мире, необходимость ре- индустриализации, управление миграционными потоками.

Потенциал развития франко-российских отношений остается значительным, но в то же время они сталкиваются с рядом препятствий, которые не следует недооценивать. Сирийский кризис выявил сильные расхождения. Позиция Франции по этому вопросу воспринимается в Москве как сложно объяснимая с точки зрения вызовов в сфере безопасности, стоящих перед Сахельским регионом, и угрозы распространения суннитского радикализма на Ближний Восток. Позиция Москвы была интерпретирована Парижем как желание любой ценой поддержать авторитарный режим Дамаска и воспрепятствовать западным инициативам. На более глубоком уровне, Россия сомневается в общем направлении французской дипломатии и в возможностях своего партнера в среднесрочной перспективе. Франция, со своей стороны, обеспокоена российскими дипломатическими инициативами на постсоветском пространстве, ослабляющими ее особую позицию в Брюсселе в дискуссиях с европейскими партнерами, которые, подчас, скептически смотрят на саму необходимость масштабного партнерства с Москвой.

Проблема взаимного восприятия является одним из главных препятствий к развитию полноценного франко-российского партнерства. Образ России во Франции в целом негативный. Отсутствие сменяемости политической власти и некоторые внутренние изменения в России в течение 2000-х годов во многом это объясняют. Образ Франции, хотя и гораздо более положительный, также испорчен некоторыми недавними решениями (закон об однополых браках, 75% подоходный налог) и рядом событий внутри страны (массовые беспорядки в 2005 г., дело «тулузского стрелка»). Большая часть французских и российских СМИ вместо того, чтобы способствовать лучшему пониманию реалий, разбираясь в оттенках происходящего, своей искаженной редакционной политикой плодят клише и стереотипы. Следовало бы вместе подумать об общих инициативах, которые позволили бы лучше понять и представить эти сложные изменения в обеих странах.
  
Франко-российские отношения стоят на распутье. Требуется новая позитивная повестка дня и долгосрочное видение интересов как для Франции и России, так и для дела воссоединения европейского континента. Двустороннее партнерство действительно неотделимо от европейских процессов. Именно с этой целью РСМД и Франко-российский центр Обсерво предлагают 20 предложений по развитию стратегического партнерства, обращенного к будущему.

  1. Усилить университетское и научное сотрудничество
  2. Углубить промышленное партнерство в области космоса, ядерной энергетики и вооружений
  3. Планировать и совместно проводить операции по поддержанию мира
  4. Запустить франко-российский «туристический план»
  5. Учредить форум по гражданскому обществу
  6. Способствовать российским инвестициям во Францию
  7. Развивать региональное сотрудничество
  8. Расширить формат Франко-российского совета по сотрудничеству по вопросам безопасности
  9. Повысить роль парламентских групп дружбы
  10. Наладить партнерство в сфере управления аэропортовой инфраструктурой и в области воздушного контроля
  11. Создать совместное франко-российское подразделение по гражданской обороне
  12. Сблизить французскую и российскую Счетные палаты
  13. Сотрудничать в области демографической и здравоохранительной политики
  14. Сформировать рабочую группу по миграционным вопросам
  15. Организовать совместную подготовку к крупным спортивным мероприятиям в 2016 и 2018 гг.
  16. Объединить ассоциации, группы и неправительственные организации, связанные с Россией во Франции и с Францией в России, в рамках общей платформы
  17. Координировать наши усилия в деле развития Афганистана и ряда стран Центральной Азии
  18. Дать новый импульс диалогу и сотрудничеству в области продовольственной безопасности
  19. Перезапустить диалог в области стратегической стабильности
  20. Пригласить Россию на церемонию 14 июля 2014 г. в Париже
Усилить университетское и научное сотрудничество
Отношения между французскими и российскими интеллектуальными элитами имеют богатую историческую традицию. В глобализированном мире, где знание является стратегическим активом, двустороннее сотрудничество в сфере образования и науки должно быть приоритетным. Такое сотрудничество может положительно сказаться на влиянии, престиже и развитии экономики России и Франции.
Обе наши страны должны работать над улучшением взаимодействия в инженерных и точных науках, стараясь способствовать развитию университетского сотрудничества в областях передовых и инновационных технологий (авиация и космос, железнодорожный и автомобильный транспорт, энергетика, медико-биологический сектор, информационно-коммуникационные технологии, агропромышленный комплекс и т.д.), вовлекая в эти процессы как предприятия двух стран, так и региональные власти. Особое внимание следует обратить на преподавание в российских технических ВУЗах французского языка.
Также мы предлагаем расширить программу Эразмус на европейских студентов, которые хотят пройти часть своего обучения в России.
Кроме того, французские и российские историки могли бы совместно начать работать над учебником истории Европы XX века. Эта работа могла бы стать частью более глобального проекта по осмыслению Россией и Францией своего прошлого.

Углубить промышленное партнерство в области космоса, ядерной энергетики и вооружений
Франция и Россия обладают научной и промышленной базой в области космоса, ядерной энергетики и вооружений. Иногда они конкурируют друг с другом на рынках третьих стран. В то же время сотрудничество может развиваться в некоторых критически важных для будущего отраслях, таких как АЭС четвертого поколения или новые ракетоносители. Продажа УДК «Мистраль» России открывает дорогу еще более амбициозным проектам в сфере вооружений, при условии, что они впишутся в рамки настоящего равноправного промышленного партнерства.

Планировать и совместно проводить операции по поддержанию мира
Франция и Россия как постоянные члены Совбеза ООН несут особую ответственность за поддержание стабильности в мире. Совместные операции, открытые и для третьих стран, смогли бы стать значительным вкладом в международную безопасность. Они также позволили бы материализовать двустороннее стратегическое партнерство и впоследствии российско-европейское партнерство. Сначала Москва и Париж могли бы инициировать совместные операции в регионах, где их интересы совпадают. В краткосрочной перспективе речь могла бы идти, например, о Центральноафриканской республике.

Запустить франко-российский «туристический план»
Туристический сектор становится весьма важным с экономической и гуманитарной точки зрения для франко-российских отношений. Франция может принять участие, за счет инвестиций и своего опыта, в развитии туристического сектора в России - немаловажном источнике роста благосостояния страны. Увеличение туристического потока из России способствовало бы снижению французского внешнеторгового дефицита. Рост числа французских туристов в Россию позволил бы изменить восприятие и образ страны. Подобное изменение восприятия во Франции уже произошло за последние несколько лет в отношении Хорватии. Франко-российская конференция, объединяющая основных участников туристического сектора и органы государственной власти двух наших стран, могла бы быть проведена в 2014 г. Цель – разработка конкретного плана действий на 2015-2020 гг.

Учредить форум по гражданскому обществу
Одна из главных проблем во франко-российских отношениях заключается в узости их социальной базы. Несмотря на безусловную взаимную симпатию, граждане двух наших стран не знают друг друга, что способствует укоренению стереотипов. И если механизмы межгосударственного сотрудничества представляются достаточно развитыми (Франко-российский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, Межправительственный семинар, Франко-российский совет по сотрудничеству по вопросам безопасности), то создание форума по гражданскому обществу, проводимого ежегодно для обсуждения наиболее важных актуальных вопросов, смогло бы уменьшить нехватку информации и слабость диалога между народами России и Франции.

Способствовать российским инвестициям во Францию
Накопленный объем прямых российских инвестиций во Францию составляет порядка 1 млрд евро. При этом накопленный объем французских прямых инвестиций в Россию достигает 12 млрд евро. По крайней мере две причины объясняют эту разницу: с одной стороны, Франция обычно не воспринимается российскими экономическими акторами как страна для инвестиций в промышленность, с другой стороны, негативное восприятие России во Франции приводит к тому, что некоторые участники (банки, региональные руководители) занимают отрицательную позицию по проектам, связанным с российскими инвесторами. При этом инвесторы из России помогли сохранить во Франции рабочие места, находящиеся под угрозой закрытия. Кроме того, российские инвесторы могли бы быть привлечены к некоторым из 34 проектов по восстановлению новой индустриальной Франции, озвученных президентом Олландом. Для того, чтобы послать ясный политический сигнал российским партнерам и французской стороне, президент Франции мог бы провести встречу с ведущими представителями российского делового сообщества в том же формате, что и с китайскими бизнесменами в июне 2013 г.

Развивать региональное сотрудничество
В настоящее время только пять французских регионов (Прованс-Альпы- Лазурный Берег, Лотарингия, Лимузен, Шампань-Арденны, Франш-Конте) имеют содержательное и формализованное сотрудничество с российскими регионами (соответственно, Татарстаном, Томской областью, Калужской областью, Орловской областью, Алтайским краем). При этом российские регионы таят в себя значительный потенциал роста, которым могли бы воспользоваться французские предприятия. Французские регионы, в свою очередь, теперь пользуются серьезными прерогативами в экономической сфере. Французские ТПП, технопарки и региональные советы должны начать проводить систематическую работу, направленную на привлечение внимания к возможностям России и ее регионов. Для того, чтобы упомянутые меры были действенными и долговременными, намеченные мероприятия должны быть посвящены основополагающим темам сотрудничества (привлекательность территорий, городское развитие и услуги, научно-исследовательская деятельность и высшее образование) и включать в себя экономические, культурные и лингвистические аспекты.

Расширить формат Франко-российского совета по сотрудничеству по вопросам безопасности
Россия и Франция столкнулись с новыми угрозами, такими как терроризм, киберпреступность, наркотрафик, усиление преступных группировок. До настоящего времени этими проблемами занимались службы безопасности на внутригосударственном уровне, хотя угрозы по существу носят международный характер. В этом контексте Совет по сотрудничеству по вопросам безопасности, на котором раз в год собираются министры иностранных дел и обороны (беспрецедентный на момент создания Совета в 2001 г. формат), мог бы быть расширен за счет включения в него министров внутренних дел или представителей служб госбезопасности, ответственных за эти угрозы.

Повысить роль парламентских групп дружбы
Несмотря на то, что раз в год проходит заседание Большой франко–российской парламентской комиссии, депутаты двух наших стран в основном имеют формальные и непостоянные контакты. Подобное наблюдается и между французским Сенатом и российским Советом Федерации. В этом контексте парламентским группам дружбы следует играть более активную роль, чтобы донести до депутатов и сенаторов важность двусторонних политических и экономических отношений. Семинары экспертов и слушания, посвященные России и Франции, могли бы быть организованы на регулярной основе в Национальной ассамблее и Сенате Франции, Государственной думе и Совете Федерации России.

Наладить партнерство в сфере управления аэропортовой инфраструктурой и в области воздушного контроля
Модернизация транспортной инфраструктуры находится среди приоритетов российского правительства. Франция обладает признанными знаниями в области управления аэропортами и воздушного контроля. Возможно создание совместных предприятий, специализирующихся на производстве авиационного и навигационного оборудования, рассчитанного, помимо российского рынка, на поставки в третьи страны. Подобное сотрудничество, учитывая его важный для национальной безопасности характер, не сможет быть налажено без политической поддержки российских и французских властей на самом высоком уровне.

Создать совместное франко-российское подразделение по гражданской обороне
Дружба между народами питается символами и конкретными действиями. Возможно развитие более тесного сотрудничества между французским и российским министерствами по чрезвычайным ситуациям. Обмен знаниями и опытом, двусторонние учения по проведению совместных франко-российских операций при масштабных природных бедствиях (наводнения, землетрясения, лесные пожары) или при чрезвычайных ситуациях (теракты, промышленные катастрофы, массовая эвакуация гражданского населения) смогли бы стать начальным этапом. Создание франко-российского подразделения (в перспективе – российско-европейского) стало бы следующим этапом.

Сблизить французскую и российскую Счетные палаты
Контролировать государственные финансы, следить за эффективным расходованием бюджетных средств, бороться с мошенничеством, хищениями и коррупцией, способствовать прозрачности государства по отношению к его гражданам – главные задачи Счетных палат Франции и России. В наших двух странах эти институты в последние годы усилились, увеличилось их влияние. Начав с обмена опытом, затем можно было бы запустить полноценные программы сотрудничества между французской и российской Счетными палатами.

Сотрудничать в области демографической и здравоохранительной политики
Здравоохранение является безусловным приоритетом для правительства России. Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года разработана для увеличения ожидаемой продолжительности жизни. Стратегия «Фарма 2020» направлена на развитие российской фармацевтической промышленности и на улучшение доступности врачебных услуг. Для России Франция, страна с эффективной и признанной в мире системой здравоохранения, представляется как естественный партнер при решении этих колоссальных задач. Помимо имеющегося сотрудничества (обмены врачей и студентов, совместные исследовательские работы), Франция и Россия могли бы совместно бороться с общими вызовами, такими как профилактика заболеваний и старение населения. Учитывая, что к 2025 г. Россия столкнется с падением доли активного населения, французская модель, которая берет на себя расходы на ребенка в младенчестве и позволяет женщинам совмещать семейную жизнь и полноценную занятость на работе, представляет большой интерес.

Сформировать рабочую группу по миграционным вопросам
Управление миграционными потоками вызывает озабоченность как у французских, так и у российских властей, а также у обществ двух наших стран. Этот стратегический вопрос чрезвычайно важен с экономической и политической точек зрения, его нельзя отдавать на откуп экстремистам. Важно располагать качественной экспертизой по миграционным проблемам и обмениваться опытом, например, по интеграционной политике.

Организовать совместную подготовку к крупным спортивным мероприятиям 2016 и 2018 гг.
В 2014 г. Россия проводит зимние Олимпийские игры, а затем в 2018 г. Чемпионат мира по футболу. Франция примет у себя Чемпионат Европы по футболу летом 2016 г. Помимо сотрудничества в экономической сфере (спортивная и транспортная инфраструктура), Франция и Россия могли бы быть заинтересованы в том, чтобы вместе работать по вопросам безопасности на подобных крупных мероприятиях. Встречи между мэрами и главами тех регионов, города которых примут у себя Евро 2016 и ЧМ 2018, могли бы также быть проведены в рамках франко-российского регионального сотрудничества.

Объединить ассоциации, группы и неправительственные организации, связанные с Россией во Франции и с Францией в России, в рамках общей платформы
Многочисленные ассоциации, группы и неправительственные организации, работающие в самых различных отраслях (образование, культура, гуманитарная сфера), уже принимают участие во франко-российских отношениях. В то же время они чрезвычайно разрознены. Создание единой платформы, которая бы объединила различных участников двусторонних отношений во Франции и в России, позволило бы создать чрезвычайно полезные сети контактов для наращивания престижа и влияния наших стран. Эти усилия могли бы сконцентрироваться, в первую очередь, на студентах, получающих или уже получивших образование во Франции и в России.

Координировать наши усилия в деле развития Афганистана и ряда стран Центральной Азии
В 2014 г. состоится вывод значительной части коалиционных войск из Афганистана. Это чревато обострением нестабильности в стране. Наркотрафик – наиболее острая проблема. Она актуальна для Франции и еще более – для России. Развитие ряда стран Центральной Азии и Афганистана – ключ к долгосрочному решению проблемы. Россия и Франция вкладывают значительные средства в программы помощи странам региона. Эти программы могли бы получить кумулятивный эффект в случае координации усилий по их реализации.

Дать новый импульс диалогу и сотрудничеству в области продовольственной безопасности
Россия и Франция являются крупными производителями и экспортерами продукции сельского хозяйства. Глобальные демографические тенденции выводят проблему мировой продовольственной безопасности в число наиболее острых вызовов. Россия и Франция могут сообща внести вклад в обеспечение стабильности на мировых продовольственных рынках, сотрудничать по продовольственной проблематике в рамках программ помощи развития. В практической плоскости эти вопросы могут решаться как на двустороннем уровне, так и в контексте председательств в Группе восьми и Группе двадцати.
Россия также заинтересована в сотрудничестве с Францией в деле научно- технической модернизации своего сельского хозяйства, совершенствовании логистических цепочек, решении иных смежных проблем.

Перезапустить диалог в области стратегической стабильности
Традиционно Россия и Франция, каждая со своей стороны, ведут диалог в области стратегической стабильности с США. Для Москвы этот диалог базируется на парадигме взаимного гарантированного уничтожения и подразумевает паритет ракетно-ядерных потенциалов. Для Парижа диалог основывается на углублении трансатлантических связей и также включает в себя особое сотрудничество в ядерной сфере. Такая парадигма сохраняет актуальность и сегодня. Однако в долгосрочной перспективе и содержание, и форма стратегической стабильности будут меняться. Появляется целый ряд новых факторов: распространение ядерного оружия, ПРО, милитаризация космоса и др. Постоянный диалог Франции и России на экспертном уровне мог бы стать началом развития такого формата, что также способствовало бы большей открытости России по отношению к перспективам развития Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза.

Пригласить Россию на церемонию 14 июля 2014 г. в Париже
Франция и Россия были союзниками в обеих мировых войнах. В августе 1914 г. русское наступление в Восточной Пруссии позволило остановить немецкое продвижение у реки Марна. Советская армия и народ заплатили самую высокую цену (27 млн погибших) за победу над нацизмом. В то время как Франция готовится отметить 100-летний юбилей начала Первой мировой войны и 70-летний юбилей освобождения от фашисткой Германии, участие российских войск в параде 14 июля 2014 г. в Париже было бы весьма символичным. Оно бы напомнило о братстве по оружию двух наших народов и позволило бы символически перевернуть страницу Холодной войны двадцать пять лет спустя после падения Берлинской стены.

Последние спецпроекты
показать больше