Уго Эстекаанди, аспирант Французского института геополитики (Университет Париж 8), исследователь проекта «Геополитика сферы данных» (GEODE)
1. Российские власти собираются ввести регулирование криптовалют или даже наложить на них запрет. Что именно подразумевают эти предложения?
Действительно, российский Центробанк (ЦБ) только что опубликовал доклад, авторы которого призывают последовать примеру Китая и запретить выпуск, обращение и майнинг криптовалют в России. Это очевидно повлечет ужесточение российского закона, принятого в январе 2021 года (№259‑ФЗ), который разрешает майнинг криптовалют и спекуляции ими, но исключает их использование для оплаты товаров и услуг. Целый ряд практик попали под прицел ЦБ, который прогнозирует быструю демократизацию криптовалют в плане спекуляций и вкладов. По оценке авторов доклада, это может повысить финансовые риски для физических лиц и уменьшить потенциал реинвестирования для финансового сектора реальной экономики. Но главное, массовое обращение россиян к биткоину и пр. ослабило бы позиции рубля как единой национальной валюты, а значит, и эффективность денежно-кредитной политики ЦБ, а также монетарный суверенитет страны.
2. Кто занимается этим вопросом? Какое значение он имеет для российских властей?
Хотя предложения исходят от ЦБ, в их реализации заинтересовано сразу несколько ветвей власти. Так, российские службы безопасности считают отдельные криптовалюты способом финансирования организаций или физических лиц, подозреваемых в криминальной, террористической или экстремистской деятельности; данные виртуальные валюты усложняют осуществляемый ими контроль за пользователями российского интернета. Но главное, запрет криптовалют развязал бы российским властям руки в плане введения собственной цифровой валюты, упоминаемой в докладе. Этот «цифровой рубль», который уже несколько месяцев существует в проекте, позволил бы России располагать цифровой валютой – централизованной, контролируемой, а также независимой от традиционных финансовых структур, которые США в числе прочих используют в рамках санкционной политики. Однако, даже если этот запрет поддержат законодатели, обеспечить его выполнение будет сложно, для этого понадобился бы способ помешать любому подключению к обменным площадкам с российской территории. А российские власти пока не имеют всей полноты контроля над своим интернетом, которой может похвастаться, например, Китай.
3. Как данное регулирование может повлиять на сектор «майнинга» в России и физические носители майнинговой инфраструктуры, в частности в Сибири?
В докладе, в числе прочего, упоминается запрет на майнинг – процесс создания и обеспечения безопасности отдельных криптовалют (биткойн, эфириум) благодаря большим вычислительным мощностям. Эта прибыльное занятие очень развито в России, особенно в Сибири, которая располагает соответствующими ресурсами (недорогая электроэнергия, холодный и сухой климат). Строгий запрет майнинга остановил бы эту деятельность, развившуюся до промышленного уровня, и привел бы к выводу физических носителей майнинговой инфраструктуры за рубеж, как это было в случае с Китаем. Этот запрет кажется маловероятным, настолько много значимых игроков вовлечено в этот сектор, в частности энергетические компании, которые могут в больших объемах сбывать избыток вырабатываемой электроэнергии. Вместе с тем вероятно ужесточение регулирования с целью ограничения потребления электроэнергии. Недавно губернатор Иркутской области (Сибирь) призвал федеральный центр усовершенствовать законодательное регулирование сектора, подчеркнув, что массовое и стихийное развитие майнинга в регионе влечет за собой взрывное потребление электроэнергии и отключения электроснабжения.