Fr Fr

Рубрика "Новый взгляд" - Выпуск №6 "Макрон без карт-бланша: итоги парламентских выборов во Франции"

Чихачев Алексей Чихачев Алексей
1 июля 2022
Предлагаем Вашему вниманию шестую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.



Шестой выпуск подготовил Алексей Юрьевич Чихачев – кандидат политических наук, ассистент Кафедры европейских исследований Факультета международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД и Клуба «Валдай».

Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).

Выпуск №6: "Макрон без карт-бланша: итоги парламентских выборов во Франции"

Многомесячный избирательный марафон, в условиях которого Франция прожила первую половину 2022 г., завершился одним из самых неоднозначных исходов за всю историю Пятой Республики. С одной стороны, на апрельских президентских выборах Э. Макрон сумел добиться собственного переизбрания, предсказуемо опередив М. Ле Пен – пусть и с меньшим перевесом, чем пять лет назад. С другой стороны, прошедшая немногим позже парламентская кампания обернулась потерей абсолютного большинства для партии власти, что создало необходимость искать варианты коалиций с другими игроками. Такая ситуация противоречит тенденции последних электоральных циклов, когда главы государства после своей победы неизменно получали подконтрольное Национальное собрание. Учитывая, что теперь именно нижняя палата, по всей видимости, будет выполнять функцию главного противовеса президентской власти, представляется необходимым уделить июньским выборам отдельное внимание, обобщив результаты основных политических сил страны и причины их достижения, а также предположив возможные последствия.

Проигравшие и победители

Как единодушно замечают комментаторы, первым проигравшим на парламентских выборах можно назвать показатель явки: лишь 47,5% избирателей пришли на участки в первом туре и 46,2% во втором (концевая сноска 1). По мнению директора CEVIPOF М. Фуко, на это в очередной раз повлиял президентский характер режима Пятой Республики, при котором все основные решения принимаются только главой государства, а значит, именно его избрание считается наиболее достойным внимания событием в ущерб другим кампаниям (концевая сноска 2). Такое наблюдение было вполне характерно и для правления Э. Макрона, на протяжении первого срока показавшего свою склонность к единоличному («юпитерскому») стилю руководства. Относительно легкое продление его полномочий могло усилить ощущение «сделанной игры» уже в апреле, тогда как июньское голосование по такой логике как будто приобретало технический характер. Пониженный интерес к парламентской кампании предопределило и то, что за депутатские мандаты часто борются менее известные политики, ведущие агитацию не в масштабах всей страны, а каждый в одном из 577 округов, из-за чего рассеивается фокус их дискуссий. Наконец, некоторую роль могла сыграть жаркая погода, пришедшая во Францию в первом месяце лета (до 42-43 градусов по Цельсию в отдельных районах) и побудившая граждан остаться дома или на курортах.

При всей справедливости подобных рассуждений представляется, что у низкой явки имеется и более глубокое объяснение – общий кризис доверия французов к устоявшимся демократическим процедурам и институтам. В рамках своей концепции «архипелага» известный социолог Ж. Фурке объяснял, что французское общество ныне находится в состоянии раздробленности по множеству критериев, вследствие чего все меньшее количество людей твердо ассоциирует себя с привычной партийно-политической системой Пятой Республики. На фоне глобализации и углубления региональных диспропорций начал разрушаться средний класс, выступавший опорой этой системы, сократилась доступность прежних социальных лифтов, менее заинтересованной в жизни в собственной стране оказывается молодежь (концевая сноска 3). Из-за сокращения международных позиций и годами не решаемых экономических и миграционных проблем в обществе расширяется упаднический настрой – деклинизм. В результате граждане все чаще предпочитают или не участвовать в политике в принципе, пополняя ряды «молчаливого большинства»; или переходить к внепартийным формам деятельности (как показал кризис «желтых жилетов» 2018-2019 гг. (концевая сноска 4)); или охотнее голосовать за внесистемные, популистские силы правого и левого толка. Отсюда, заключал Ж. Фурке, происходит ускоренное дробление политических сил, теряется связь между избирателями и элитами, а страна в целом рискует стать неуправляемой (концевая сноска 5). В этом контексте снижение явки было заметно еще на весенних президентских выборах (по сравнению с 2017 г. или тем более с предшествовавшими периодами), тогда как кампания в Национальное собрание лишь дала тому яркое подтверждение.

Главной силой, не сумевшей удачно сориентироваться в такой ситуации, стала пропрезидентская партия «Ренессанс» (ранее «Вперед, Республика!»). В строгом смысле слова назвать ее проигравшей нельзя, коль скоро она все равно получила крупнейшую парламентскую группу (245 мест, см. Рисунок 1). Однако важнее то, что по сравнению с 2017 г. ее представительство сократилось на несколько десятков мандатов, что дало лишь относительное большинство. Даже такого результата удалось достичь не в одиночку, а выступив единым фронтом с различными дружественными формированиями – «Демократическим движением» Ф. Байру, «Горизонтами» Э. Филиппа и др. В новый созыв Национального собрания не прошли некоторые знаковые для центристов фигуры, в частности спикер этой палаты Р. Ферран и глава правящей фракции К. Кастанер (оба до 21 июня 2022 г.). Лишь с небольшим перевесом одержали победу в своих округах премьер-министр Э. Борн и один из ключевых функционеров «Ренессанса» С. Герини.
Снижение популярности пропрезидентских сил объясняется, прежде всего, неоднозначными итогами первых пяти лет у власти – существенными показателями госдолга и бюджетного дефицита, высокой безработицей, спорными реформами в различных сферах (энергопереход, госаппарат, попытки скорректировать пенсионное законодательство). Негативное влияние имела и внешняя среда в виде последствий для экономики Франции от колебаний цен на энергоносители и участия в антироссийских санкциях (рост инфляции до 7% к сентябрю 2022 г., по прогнозу INSEE (концевая сноска 6)). Вместе с тем сказалось и определенное самоуспокоение сторонников Э. Макрона, надежда на «автоматическую» волну от его собственной победы, в связи с чем они вели агитацию без какой-либо особенной активности. Кандидаты от «Ренессанса» уже не могли воспользоваться эффектом новизны, как пять лет назад, но и не до конца укоренились на местах, поскольку с 2016 г. партия продолжала функционировать как технократическая структура без внятного идеологического облика, созданная исключительно «под» президента. По всей видимости, это почувствовали и избиратели: согласно опросу центра Odoxa, 70% респондентов посчитали Э. Макрона напрямую ответственным за исход парламентских выборов, притом довольно высокой – 40% – эта цифра была в том числе среди центристов (концевая сноска 7).

Кроме «Ренессанса», в пассив могут записать себе июньскую кампанию «Республиканцы» (LR). Эта партия надеялась показать, что неудача ее кандидатки В. Пекресс, не набравшей в апреле даже 5%, была лишь случайностью, ведь они в целом сохранили партийный аппарат и наработанные сети контактов на местах. Но итоговый результат – менее 70 мест вместе с союзниками – оказался примерно на том же уровне (и даже шагом назад относительно 2017 г.). Правоцентристам становится все труднее балансировать между макронистами и лепенистами, тем более что играть роль реальной оппозиции удается лишь с большой натяжкой: пять лет назад в стан президента перешли их бывшие члены Э. Филипп, Ж. Кастекс, Б. Ле Мэр, Ж. Дарманен; сейчас этот ряд продолжили Э. Верт и Д. Абад. Судя по всему, партия попытается предстать в роли «делателя королей», настаивая, что договоренности с ней (и пока подконтрольным LR Сенатом) неизбежно понадобятся «Ренессансу» для принятия законопроектов. Вероятно, активизируется правое крыло в лице Э. Сьотти, проявившего себя на праймериз 2021 г., а сейчас являющегося одним из самых опытных «республиканских» депутатов (концевая сноска 8).

Наконец, в числе неудачников избирательного марафона нельзя не упомянуть крайне правого Э. Земмура. Публицист провел весьма шумную кампанию сначала за Елисейский дворец, а затем и за депутатский мандат, однако в обоих случаях оказался далек от успеха. Более того, в парламент не отобрался ни один представитель его партии «Реконкиста», включая относительно популярного Г. Пельтье. Очевидно, что создание под знаменами Э. Земмура нового полюса французской политики, намеченное им как вполне реальная задача и даже ожидавшееся некоторыми экспертами (концевая сноска 9), теперь откладывается в долгий ящик.

Провокационная риторика публициста, эксплуатация им резко консервативной повестки привели к тому, что в глазах общественности гораздо более респектабельной силой стало выглядеть «Национальное объединение». После того, как М. Ле Пен в очередной раз уступила в личной дуэли Э. Макрону, могло показаться, что лидер крайне правых уже достигла своего потолка (она даже намекала на возможный уход из политики после 2022 г.). Однако парламентская кампания завершилась для ее сторонников однозначным успехом, превзойдя все прогнозы, – 89 мест. 
«Национальному объединению» удалось удержать свой электорат в мобилизованном состоянии после президентской гонки, а другие силы уже не столь активно формируют против него «республиканский фронт», как раньше.
Вдвойне примечательно, что такого показателя удалось достичь при неудобной для партии мажоритарной системе, тогда как прежний рекорд (35 мест, 1986 г.) был установлен при пропорциональной. Как отмечает газета Le Monde, «Национальному объединению» удалось удержать свой электорат в мобилизованном состоянии после президентской гонки, а другие силы уже не столь активно формируют против него «республиканский фронт», как раньше (концевая сноска 10). Расширилось географическое присутствие крайне правых: сохранив традиционно сильные позиции на севере и юго-востоке страны, они выиграли ряд округов в центре и на юго-западе (концевая сноска 11). В итоге М. Ле Пен, также получившая мандат, становится председателем одной из крупнейших фракций Национального собрания, а ее коллеги получают доступ ко всем парламентским инструментам (прежде всего к членству в различных комитетах и комиссиях). В перспективе это должно улучшить репутацию крайне правых и в глазах французских кредиторов, позволив больше не прибегать к зарубежному финансированию, как в 2014 г.

Положительного результата параллельно добились и левые силы, все же сумевшие выступить в единой связке как «Новый народный, экологический и социальный союз» (NUPES).  
Главным архитектором этого блока стал лидер «Непокоренной Франции» Ж.-Л. Меланшон, ранее никогда не отличавшийся склонностью к компромиссам, но в этот раз решивший воспользоваться своим третьим местом на президентских выборах и развить успех.
По его популярному выражению, французы должны были «выбрать себе премьер-министра», имея в виду, что если бы NUPES получил абсолютное большинство, то Э. Макрону пришлось бы назначить самого Ж.-Л. Меланшона главой кабинета. Задача-максимум решена не была, но итоговый результат – 131 место – тоже оказался вполне ощутимым. Под знаменами NUPES в Национальное собрание прошло множество новых лиц, ранее не занимавшихся политикой и представляющих народные слои, но также и ряд опытных фигур – Ф. Руссель, А. Корбьер, Э. Кокрель. Проблема заключается в том, что, проведя всю кампанию вместе, участники блока опять формируют в парламенте отдельные фракции (экологистскую, социалистическую и пр.), которые совсем не обязательно будут солидарны по всем темам. Под вопросом и дальнейшая роль Ж.-Л. Меланшона, не выставлявшего свою кандидатуру ни в одном из округов и теперь оказавшегося за пределами Бурбонского дворца.

Перспектива ситуативных коалиций

Таким образом, парламентские выборы закрепили расклад партийно-политических сил, проявившийся еще в ходе президентской кампании (концевая сноска 12), – т.н. «трехполюсную» структуру с центром («Ренессанс») и двумя ярко выраженными флангами («Непокоренная Франция»/NUPES слева и «Национальное объединение» справа). Как следует из опросов, значительная часть французов (64%) удовлетворена таким исходом выборов, считая, что теперь исполнительная власть будет вынуждена прислушиваться к оппозиции (концевая сноска 13). Эту ситуацию преподносит в положительном ключе и Э. Макрон, напоминая, что ни в одной из соседних с Францией стран ЕС никто не правит в одиночку, а умение находить компромисс – неотъемлемая черта демократии (концевая сноска 14). Тем не менее перед ним возникает два конкретных вопроса: как сформировать устойчивое правительство и с чьей помощью проводить законопроекты через Национальное собрание.

Уже известно, что президент решил не менять премьер-министра, поддержав Э. Борн, назначенную им еще в мае.
По мнению политолога Б. Мореля, с учетом сложившейся конфигурации на этой должности лучше бы смотрелся кто-то из политиков «старой школы», лучше знающих парламентскую специфику, тогда как Э. Борн имеет образ министерского технократа без ярко выраженной политической ориентации (концевая сноска 15). Однако в глазах Э. Макрона это скорее плюс, поскольку тем самым ей будет легче лавировать между отдельными фракциями, добиваясь тактических договоренностей то с правыми, то с левыми. Как подчеркивает Елисейский дворец, речь идет о сотрудничестве только с теми силами, которые классифицируются президентом как рукопожатные, – то есть за скобки сразу пытаются вывести «Непокоренную Францию» и «Национальное объединение» (концевая сноска 16). С остальными игроками – от «Республиканцев» до коммунистов – Э. Макрон и Э. Борн готовы налаживать мосты, предлагая им если не полноценное соглашение о коалиции, то сотрудничество по частным сюжетам. Поскольку «Республиканцы» как наиболее вероятные кандидаты на роль коалиционных партнеров пока отвергают перспективу стать младшими союзниками Э. Макрона (концевая сноска 17), взгляды правящей команды направлены и на NUPES, где можно воспользоваться внутренними расколами и соблазнить правительственными должностями, например, отдельных социалистов и экологистов. Еще одна идея – создание кабинета национального единства с участием всех политических сил страны – сразу была отброшена как нежизнеспособная после встреч президента с лидерами парламентских фракций. Невозможно и блокирование оппозиции между собой в обход макронистов, ведь точек пересечения между крайне правыми и NUPES слишком мало (если они есть вообще).

Следует учитывать, что, согласно Конституции 1958 г., в таких ситуациях президент де-юре вовсе не обязан выстраивать коалицию, в то время как правительство, хотя и по сложившейся традиции должно заручиться доверием Национального собрания, может быть отправлено в отставку только первым лицом. Поэтому наиболее вероятным вариантом, действительно, видится продвижение «от текста к тексту», когда власти, не имея постоянного партнерства с какой-либо конкретной партией, будут пользоваться ситуативной поддержкой отдельных сил в зависимости от содержания обсуждаемых законопроектов. Первым примером работы такой схемы может стать предложение главы фракции «Ренессанса» О. Берже о конституционном закреплении права на аборты, уже поддержанное на левом фланге (концевая сноска 18). Легко представить, что новые законы о либерализации рынка труда вполне могут встретить понимание среди «Республиканцев», ужесточение миграционных правил – среди депутатов от «Национального объединения», а меры по развитию альтернативной энергетики – среди «зеленых». Правящей команде в таком случае останется лишь грамотно выстраивать повестку заседаний, чем займется новый спикер палаты Я. Брон-Пиве (для ее назначения по процедуре требовалось относительное большинство, которое у «Ренессанса» как раз есть).

Все это наводит на мысль о том, что, несмотря на полученный удар, констатировать полную потерю Э. Макроном контроля над ситуацией едва ли возможно. Основные механизмы принятия решений все равно замыкаются на Елисейский дворец и волю первого лица; это же касается и внешней политики, остающейся «заповедной зоной» президентской власти. В запасе у Э. Макрона сохраняется такой инструмент, как досрочный роспуск Национального собрания, если метод «текст за текстом» покажется отнимающим слишком много времени. Тем не менее при проведении дальнейших реформ ему в любом случае придется быть более осмотрительным, чаще идти на компромиссы или даже отказаться от наиболее смелых идей (вроде повышения пенсионного возраста до 65 лет). Кампании 2022 г. показали, что, хотя сам Э. Макрон остался на своем посту, а его партия получила пусть и относительное, но все-таки большинство, кредит доверия избирателей уже далеко не так велик, как раньше.

*****

1. Elections législatives 2022. France Entière // Ministère de l’Intérieur. 2022. URL: https://www.resultats-elections.interieur.gouv.fr/legislatives-2022/FE.html (дата обращения: 26.06.2022)

2. Législatives : l’abstention, grande gagnante du premier tour // France 24. 13.06.2022. URL: https://www.france24.com/fr/france/20220613-l%C3%A9gislatives-l-abstention-grande-gagnante-du-premier-tour (дата обращения: 26.06.2022)

3. Лапина Н.Ю. Не очень счастливая глобализация: французский опыт // Россия и современный мир. 2020. № 2. С. 201-202.

4. Обичкина Е.О. Социально-политический кризис во Франции: «желтые жилеты» и завершение «первой фазы» правления Э. Макрона // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2 (65). С. 101-135.

5. Jaigu C., Roquette G. «La France va être très difficile à gouverner» : le cri d’alarme de Jérôme Fourquet // Le Figaro. 17.06.2022. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/politique/poussee-de-l-extreme-gauche-anti-macronisme-hausse-des-prix-la-france-va-etre-tres-difficile-a-gouverner-le-cri-d-alarme-de-jerome-fourquet-20220617 (дата обращения: 26.06.2022)

6. Silbert N. L’inflation va s’installer au-dessus de 6,5% en France // Les Echos. 24.06.2022. URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/linflation-va-sinstaller-au-dessus-de-65-en-france-1415672 (дата обращения: 26.06.2022)

7. Cittone J. Législatives 2022 : les Français jugent Emmanuel Macron responsable de la situation et affaibli, selon un sondage // Le Figaro. 23.06.2022. URL: https://www.lefigaro.fr/politique/legislatives-2022-les-francais-jugent-emmanuel-macron-responsable-de-la-situation-et-affaibli-selon-un-sondage-20220623 (дата обращения: 26.06.2022)

8. de Royer S. Eric Ciotti conforte sa position d’homme fort au sein de LR après les élections législatives 2022 // Le Monde. 20.06.2022. URL: https://www.lemonde.fr/elections-legislatives-2022/article/2022/06/20/legislatives-2022-eric-ciotti-conforte-sa-position-d-homme-fort-au-sein-de-lr_6131219_6104324.html (дата обращения: 26.06.2022)

9. Осипов Е.А. Радикализация французских правых. От провала европейской конституции и «манифестации для всех» до Эрика Земмура // Мировая политика. 2021. № 4. С. 26.

10. Audureau W. et al. La progression inédite du Rassemblement national aux législatives : circonscriptions, profils des élus et enjeux // Le Monde. 20.06.2022. URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2022/06/20/circonscriptions-profils-enjeux-la-progression-inedite-du-rassemblement-national-aux-legislatives_6131287_4355770.html#xtor=AL-32280270-[default]-[android] (дата обращения: 27.06.2022)

11. Ibid.

12. Чихачев А.Ю. Франция-2022: расколотое общество и трансформация политического поля // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 2. С. 59-70.

13. Cittone J. Op. cit.

14. Adresse aux Français // Présidence de la République. 22.06.2022. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2022/06/22/adresse-aux-francais-1 (дата обращения: 27.06.2022)

15. Planchon R. Benjamin Morel : «Elisabeth Borne peut tenir encore longtemps première ministre» // Le Figaro. 24.06.2022. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/politique/benjamin-morel-elisabeth-borne-peut-tenir-encore-longtemps-premiere-ministre-20220624 (дата обращения: 27.06.2022)

16. Septier H. Pour Emmanuel Macron, LFI et le RN «ne s’inscrivent pas comme des partis de gouvernement» // BFMTV. 25.06.2022. URL: https://www.bfmtv.com/politique/pour-emmanuel-macron-lfi-et-le-rn-ne-s-inscrivent-pas-comme-des-partis-de-gouvernement_AD-202206250326.html (дата обращения: 28.06.2022)

17. Belouezzane S. Les Républicains ne veulent «ni de pacte ni de coalition» avec Ensemble!, mais s’interrogent encore sur leur stratégie après les législatives // Le Monde. 21.06.2022. URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2022/06/21/les-republicains-ne-veulent-ni-de-pacte-ni-de-coalition-avec-la-majorite-presidentielle-mais-s-interrogent-encore-sur-leur-strategie_6131309_823448.html (дата обращения: 27.06.2022)

18. Vasseur V. LREM va déposer une proposition de loi pour inscrire l’IVG dans la Constitution // France Inter. 25.06.2022. URL: https://www.radiofrance.fr/franceinter/lrem-va-deposer-une-proposition-de-loi-pour-inscrire-l-ivg-dans-la-constitution-6255392 (дата обращения: 27.06.2022)




Фото Daniel Vorndran / DXR (лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported, изображение рекадрировано); фото из телеграм-каналов Марин Ле Пен https://t.me/marinelepen и Жан-Люка Меланшона https://t.me/JLMelenchon; кадр из видео, размещенного на YouTube-канале правительства Франции https://www.youtube.com/user/gouvernementfr.
Последние блоги