Отношения между Россией и ее прибалтийскими соседями, напряженные после распада СССР в 1991 г., еще больше ухудшились в 2016-м. Начатые в 2011 г. переговоры по соглашению, которое позволило бы жителям Калининградской области перемещаться без шенгенской визы в прилегающие к ней области Польши, были приостановлены польской стороной непосредственно перед проведением в Варшаве саммита НАТО (8–9 июля 2016 г.). После завершения саммита Североатлантический альянс объявил о мерах по усилению американского и атлантического присутствия в трех прибалтийских государствах, обратившихся к нему с просьбой об этом после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 г. Конечно, это далеко от катастрофического сценария, придуманного Би-би-си (концевая сноска 1), однако на каждом этапе роста напряженности вновь возникает угроза размещения тактических ракет на территории Калининградской области.
Но кроме воображаемой военной авантюры, о которой хором кричат СМИ, в Москве, похоже, вырисовывается другая стратегия, представляющая бóльшую опасность для экономики Прибалтики в среднесрочной перспективе. 12 сентября 2016 г. на встрече с президентом компании «Транснефть» Николаем Токаревым Владимир Путин, активно выступающий за развитие российских портов на Балтийском море, поздравил его с решением полностью прекратить после 2018 г. транзит российских углеводородов через порты трех прибалтийских стран. Если этот подход распространится на все товары, отправляющиеся в Россию или из России, это полностью перевернет географическую структуру региона, который после создания Ганзейского союза развивался именно как промежуточное звено между Северо-Западной Европой и ее российским «тылом». Такое развитие событий будет иметь серьезные последствия для экономики балтийских стран, в которых, несмотря на вступление в Евросоюз, продолжает сокращаться население и снижается объем загрузки портов.
Растущее недовериеОтношения русских и прибалтов никогда не были безоблачными. В национальной памяти трех маленьких прибалтийских народов, даже если она не всегда отличается исторической объективностью, слишком много недобрых воспоминаний о российской опеке. Прибалтийский исторический дискурс, сформировавшийся после распада СССР, существенно отличается от российского. Ключевые исторические этапы – это присоединение к Российской империи в 1721 г. (Ништадтский мирный договор, подписанный со Швецией), противоречивый и богатый событиями период независимости с 1918 г. по 1940 г., первое присоединение к СССР в 1940 г. в результате пакта Молотова – Риббентропа, нацистская оккупация, во время которой были истреблены еврейские общины, а затем второе присоединение к СССР в 1945 г., сопровождавшееся депортацией и «чистками». Там, где советская, а сегодня российская историография говорит об освобождении в 1944 г. от гитлеровской оккупации благодаря Красной армии, прибалтийские историки говорят о второй аннексии. Российских переселенцев, обосновавшихся в Прибалтике между 1945-м и 1991 г., нередко называют оккупантами, даже когда речь не идет ни о военных, ни о сотрудниках КГБ.
Однако на момент распада СССР установление других отношений казалось возможным. После неудавшегося путча августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин и, тогда еще президент СССР, Михаил Горбачев признали независимость прибалтийских республик. После провозглашения независимости новые руководители этих стран открыто заявили о своем намерении сближаться с Евросоюзом и НАТО, которое они воспринимали как единственного гаранта их безопасности. Они отказались от вступления в Содружество независимых государств (СНГ), созданное вокруг России в 1991 г., но принимали участие в первые месяцы 1992 г. вместе с членами СНГ в различных совещаниях, посвященных, например, разделу и эксплуатации транспортных путей (железных дорог и трубопроводов). Однако достаточно скоро из-за целого ряда щекотливых вопросов снова возникло взаимное недоверие.
В начале 1990-х гг. три проблемы стали предметом обсуждения и резкой полемики: проведение заново российско-латвийской и российско-эстонской границы, вывод советских (российских) военных и сотрудников безопасности, а также статус русскоязычных жителей Прибалтики. Сначала Эстония и Латвия требовали возвращения к границам, установленным договором 1920 г., которые были впоследствии изменены Сталиным, присоединившим ряд прибалтийских областей к РСФСР. Как Эстония, так и Латвия требовали незамедлительного выезда из страны сотрудников российских государственных ведомств (т.е. военных и сотрудников КГБ). Кроме того, обе страны отказали в автоматической выдаче гражданства остальным русским жителям, что создало юридический казус и привело к появлению многочисленных лиц «без гражданства»; долгое время это оставалось чувствительной проблемой (концевая сноска 2). Решение этих вопросов тем более непросто, что, помимо нелегкого возобновления двусторонних отношений, в дело вмешались отношения внешние. В Риге и Таллине быстро возникло понимание того, что отказ России менять границы, возникшие после распада СССР, заблокирует процесс вступления в ЕС (переговоры по этому вопросу начались в 1995 г.). Поэтому оба правительства признали статус-кво, но тем не менее договор о границе был подписан только в марте 2007 г. с Латвией, а с Эстонией только в феврале 2014 г.!
Борис Ельцин, а за ним и Владимир Путин неохотно мирились с вступлением трех прибалтийских стран в ЕС, но продолжали делать все, чтобы предотвратить их вступление в НАТО, которое было одной из «красных линий», определенных Кремлем. (Напомним: Россия утверждает, что получила в 1989 г. заверения от НАТО, что Альянс не будет расширять свое присутствие к востоку от воссоединенной Германии.) Россия затягивала закрытие военных баз, начатое еще в 1993 г. Большая часть российских войск была выведена в августе 1994 г. Однако РЛС в Скрунде действовал до 1998 г., а последний российский солдат покинул прибалтийскую территорию в октябре 1999 г. В обмен Россия выразила пожелание об окончательном урегулировании статуса многочисленных этнических русских, проживающих в Прибалтике, и обратилась к Европейской комиссии с просьбой оказать давление в этом направлении, но почти безрезультатно. Все еще надеясь избежать вступления прибалтийских стран в НАТО, в 1997 г.
Борис Ельцин предложил им Пакт региональной безопасности и стабильности, включавший Договор о добрососедских отношениях и взаимных гарантиях безопасности, но это предложение было отвергнуто.В 1990-е гг. напряженность, давление и угрозы санкций освещала как российская, так и прибалтийская пресса. 11 марта 1998 г., когда Россия рассматривала возможность введения экономических санкций в отношении Латвии в ответ на законодательные меры, ограничивающие права русскоязычного населения, в «Известиях» появилась статья под заголовком «Москва и Рига готовятся к блокаде». Газета тем не менее подчеркнула, что это обоюдоострое оружие, поскольку часть «русскоязычных» по роду деятельности связана с прибалтийскими портами и местной торговлей. Кроме того, российские предприятия приобретали части инфраструктуры и опасались отрицательных последствий от возможных санкций. По мере процесса вступления стран Балтии в НАТО и ЕС (в НАТО – март 2004 г.,
в ЕС – май 2004 г.) возник новый сложный вопрос, связанный с транзитом между Россией и калининградским эксклавом, который в скором времени должен был оказаться полностью окружен странами Евросоюза. Российские власти использовали все доступные рычаги – экономические, дипломатические, военные, – чтобы добиться права безвизового транзита по типу режима, установленного в свое время между ФРГ и Западным Берлином. Но в итоге им в этом было отказано (концевая сноска 3). В этот вопрос также вмешиваются прочие обстоятельства: например, после решения Мажейкяйского НПЗ продать в 1999 г. 33% акций американской компании Williams (при этом их рассчитывал приобрести «ЛУКОЙЛ») руководство «ЛУКОЙЛа» сократило поставку сырья на НПЗ. В результате Мажейкяйский НПЗ оказался под угрозой закрытия. Но, несмотря ни на что, ослабленной России не удалось добиться нормального статуса для всех русскоязычных жителей Эстонии и Латвии и противостоять расширению Североатлантического альянса вплоть до своих границ. С другой стороны, на уровне региональной инфраструктуры постепенно начала вырисовываться совершенно новая ситуация.Полная реорганизация морского фасадаПосле присоединения трех прибалтийских республик к СССР в 1945 г. Москва активно развивала там порты, железные дороги и сеть трубопроводов с целью превратить эту территорию в ключевой элемент международной торговли СССР, что соответствовало исторической роли балтийского побережья. В отличие от Санкт-Петербурга, прибалтийские порты почти никогда не замерзают; в итоге они стали незаменимыми для экспорта большой доли углеводородов, угля, удобрений и прочих товаров. После 1991 г. все три прибалтийские страны стали развивать это преимущество, модернизируя оборудование, в частности благодаря средствам, начавшим поступать из Евросоюза. Так был оборудован газовый терминал в литовском Бутинге и переоборудован таллинский порт Мууга, открытый в 1986 г.
Табл. 1 дает представление об изменениях грузооборота в этот период.
Сразу после 1991 г. Россия оказалась вынуждена договариваться об условиях транзита, поскольку ни один российский порт не мог заменить прибалтийские. Начался длительный процесс обсуждений и переговоров по поводу стоимости, тарифов и объемов. Разные источники, российские и прибалтийские, приводят различные данные, но так или иначе очевидно, что транзит составляет большую долю от торгового оборота и бюджета трех прибалтийских стран (от 25% до 40%), а для России является большой статьей расходов. В 1990 г. четыре российских порта на Балтийском море покрывали всего 20–25% от 90 млн тонн общего грузооборота, а стоимость транзита превышала миллиард долларов. Российская сторона, нередко преувеличивая зависимость прибалтийской экономики от данного источника доходов, стремилась добиться различных льгот в обмен на сохранение транзита. Прибалтийские власти, напротив, подчеркивали, что, несмотря на сохранение транзита грузов, российская доля в их внешней торговле постепенно снижалась (так, для Латвии эта доля снизилась после 1991 г. с 40% до 23%, а затем до 9% к 2000 г., вследствие переориентации на внутренне-европейский товарообмен).
Прибалтийская портовая инфраструктура