Fr Fr

Глава 5. Франция и Россия: История и культура

Усс Гийом
1 ноября 2017

"Пьер Роде, придворный скрипач французского императора и русского царя"

Немногим знакомо сегодня имя Пьера Роде. Точнее, мало кто слышал о нем за пределами музыкальных консерваторий. Там его, напротив, отлично помнят все юные скрипачи, которых мучают его этюдами и сложнейшими упражнениями. Пьер Роде остался в памяти потомков как один из самых выдающихся педагогов и виртуозов конца XVIII – начала XIX в. Его именем названа одна из скрипок Страдивари и очаровательная улица в центре Бордо. Вот, собственно, и все.

Как композитор и человек, он, к сожалению, почти забыт. Пластинок с его музыкой мало, на концертах его произведения исполняют очень редко, и только в 2000-х гг. Фридеман Айхорн записал полное собрание его тринадцати скрипичных концертов. Слушая эту могучую и выразительную музыку, трудно понять то относительное забвение, в котором оказался Роде. Но симпатии публики – вещь непредсказуемая.

Пьер Роде был также известен своим обаянием. Он был первой скрипкой при дворе Наполеона, но он был еще и придворным скрипачом Александра І и провел более пяти лет в России в первые годы XIX в. И пусть данная статья – лишь капля в море культурного обмена между Россией и Францией, но она – и предлог для того, чтобы познакомить читателя с восхитительной музыкой этого композитора.

Юное дарование


Все биографы упоминают о рано проявившемся таланте Пьера Роде. Он родился в Бордо 16 февраля 1774 г. в семье парфюмера. У ребенка очень рано обнаружились способности к музыке. Его учитель Фовель убедил родителей показать мальчика лучшему педагогу столицы – Джованни Баттиста Виотти, директору театра Месье (концевая сноска 1) и выдающемуся композитору конца XVIII в. Маленькому Пьеру было двенадцать лет. Судя по всему, Виотти пришел в восторг и сразу же взял Роде к себе в ученики. В «Историческом словаре музыкантов» 1811 г. Роде упоминается как самый талантливый из его учеников.

1 апреля 1792 г. в возрасте 18 лет молодой скрипач впервые исполнил концерт ми-минор своего учителя. Судя по хроникам революционных лет, его выступление стало полным триумфом, после которого Роде стали называть «Корреджо скрипки». Это лестное сравнение дает хорошее представление о чувственно нежном и мягком стиле исполнения, который очаровал столичных слушателей.

Однако Вандейская война заставила Роде покинуть на некоторое время Париж, в котором он пользовался успехом. Он поступил на службу в военный оркестр, а затем, не привлекая к себе внимания, поселился в Руане. Там он подружился с Франсуа Адриеном Буальдье, одним из выдающихся представителей руанской школы, известным по сей день своими операми, в частности комической оперой «Белая дама», сочиненной в 1825 г.

В скором времени Роде покинул эти края и отправился в турне по Европе. Он побывал в Голландии, Пруссии и даже выступал в Лондоне, рискуя прослыть эмигрантом. Все говорит о том, что его заграничные выступления пользовались успехом, однако не таким, чтобы удержать его вдали от Парижа. В письме другу Роде отзывается об Англии в весьма циничном и неоднозначном замечании: «По правде сказать, скрипачи здесь состояния не наживают: для этого надо быть танцором или кастратом».

Будущее Роде было связано с Парижем. Там он пользовался признанием и вскоре был назначен профессором новой Национальной музыкальной консерватории, учрежденной 16 термидора ІІІ года (3 августа 1795 г.).

Этот период его жизни лучше всего известен его биографам, и именно в эти годы он более всего повлиял на развитие скрипичной школы. В это время его известность достигла высшей точки: великий Луиджи Боккерини писал музыку для некоторых оркестровок Роде; Роде был приглашен к испанскому двору и даже посвятил свой Шестой концерт ре-бемоль испанской королеве... Он был молод и честолюбив, жизнь улыбалась ему. Ничто еще не предвещало внезапного отъезда из Европы в Россию. Он и сам не мог предположить, как обернется его судьба...

Соперник Наполеона

Во время итальянского похода Наполеон влюбился в Милане в великолепную – и, по свидетельствам современников, любвеобильную – оперную певицу Джузеппину Грассини. Юная и честолюбивая артистка легко досталась тому, кого Стендаль называл преемником Цезаря и Александра Македонского. Уже в скором времени итальянка выступала в парижских театрах и в Тюильри и вела роскошный образ жизни на средства, в происхождении которых никто не сомневался. Однако великий Наполеон был не только полководцем, но и мужем. Он опасался бурной ревности Жозефины и лишь изредка мог позволить себе встречи с новой любовницей.

По воспоминаниям Жозефа Фуше, который описывает эту историю в своих мемуарах, эти тайные рандеву не удовлетворяли бурный темперамент Грассини. Ради забавы она обратила внимание на первого скрипача при дворе своего любовника, Первого консула Франции. Физические данные Пьера Роде известны по паспорту, который ему был выдан для путешествия в Испанию: рост 1 метр 77 см., глаза карие, темный шатен, овальное лицо, орлиный нос и закругленный подбородок. Дошедшие до нас портреты Роде легко позволяют представить, какая пылкость и решительность могли оживлять его лицо. Любовница Наполеона несомненно оценила эти его качества.

Была ли то любовная игра или искренняя страсть, но тайное вскоре стало явным. Фуше весьма пикантно описывает этот эпизод. Удивляет смелость, с которой он обращается к Первому консулу – по меньшей мере, та смелость, которую он себе приписывает a posteriori: «Как-то раз Бонапарт сказал мне, что при моей общепризнанной ловкости его удивляет, что моя слежка не столь хороша и что есть вещи, которые от меня ускользают. “Да, – ответил я, – есть кое-что, о чем я раньше не знал, но о чем я знаю сейчас. Например: я знаю, что один невысокий человек в сером рединготе довольно часто выходит глубокой ночью из Тюильри через потайную дверь в сопровождении лишь одного слуги, садится в закрытую карету и там наслаждается прелестями синьоры Грассини. Этот невысокий человек – вы. A сумасбродная певица изменяет вам со скрипачом Роде”».

К Грассини был приставлен адъютант Бонапарта, но «гаремный» режим ее совершенно не устраивал. Наполеон лишил ее содержания и прогнал из Парижа, но она не отступилась, и любовники продолжали видеться. Те несколько строк, которые ей уделяет историк наполеоновского времени Фредерик Массон, создают не слишком лестный образ: «Она отяжелела, ее мощная голова с крупными чертами лица, угольными бровями и массой черных волос стала еще вульгарнее. Это – дородная тетка, которую, при всех ее игривых манерах, следовало бы оставить на кухне готовить свои миланские блюда; но она поет, у нее есть голос – восхитительный инструмент, которым она владеет в совершенстве». Пьер Роде был подлинным ценителем музыки и, возможно, он и в самом деле был в нее влюблен. 25 ноября 1801 г., будучи вынужденным на некоторое время расстаться с Грассини, Роде так писал своему другу Байо: «Я был слишком огорчен все эти дни, и мне до сих пор слишком тоскливо, чтобы у меня хватило сил отправиться завтра в консерваторию. Надеюсь, что мне все же удастся успокоить себя. Если это состояние продлится, клянусь тебе, я стану поистине несчастным человеком».

Далее последовал театральный жест: любовники решили покинуть Францию и вместе бежать в Россию.

Драма в итоге обернулась бульварной комедией, в которой Роде, по всей видимости, оказался в роли обманутого простака: хроники парижских спектаклей свидетельствуют о том, что Грассини продолжала выступать в Париже после отъезда своего любовника. Ей удалось вернуть себе расположение Бонапарта. Говорят, что даже во время его изгнания на Эльбе она пела специально для него в сельском театре. Изменчивая в своих привязанностях, она выступала и в Лондоне на праздниках в честь победы англичан над французами и в конце концов стала любовницей герцога Веллингтонского.

Что до Пьера Роде, то он в одиночку отправился покорять Россию.

Неясный русский эпизод

В России Роде сразу же добился огромного успеха. В самом начале своего пребывания в России он пишет Байо, что император Александр назначил его капельмейстером с великолепным жалованием, которое, по подсчетам Льва Раабена, составляло 5 000 серебряных рублей в год (концевая сноска 2). Уехав из Парижа в июле 1803 г., он начал выступать перед публикой в марте 1804 г. Лев Раабен пишет о «сказочном» успехе: «Петербургское высшее общество наперебой старается заполучить Роде к себе в салоны; он выступает с сольными концертами, играет в квартетах, ансамблях, солирует в императорской опере; его сочинения входят в быт, его музыкой восхищаются любители».
В Петербурге Роде снова встретился со своим руанским другом Франсуа Адриеном Буальдье. Кроме него в Петербурге выступали и другие его соотечественники: г-н Ю-Дефорж, придворный виолончелист, и мадемуазель Паскаль, арфистка. К сожалению, почти ничего не известно об отношениях между этими французами при дворе русского императора. Их имена иногда встречаются на одной и той же афише, и нам остается только предполагать, какими могли быть их совместная работа, их разговоры, их знакомство с Россией и, может быть, их соперничество.

После успеха в Петербурге Роде пригласили в Москву, где его принимали так же горячо. «Московские ведомости» объявили большой концерт 10 апреля 1804 г. в Петровском театре, где Роде исполнял исключительно произведения собственного сочинения. Московская публика восторгается Роде не только как виртуозным скрипачом, но и – еще больше – как композитором. В Москве он был представлен не как капельмейстер императорского двора, а как первая скрипка императора Наполеона: в то время французы еще задавали тон в России.

В России Пьер Роде сочинил свой Девятый концерт, посвященный «г-ну графу Илинскому, действительному тайному советнику, сенатору, действительному камергеру Его Величества Императора всея Руси». Каждая из частей концерта и, в особенности, финал – образец той мощи и искрометного блеска, на которые был способен Роде. Стоит заметить, что он и до приезда в Россию вдохновлялся русскими мотивами и уже в 1800–1801 гг. в финале своего Пятого концерта для скрипки ре-мажор ввел в качестве главной темы рондо, отдаленно напоминающее русскую народную песню «Во поле березонька стояла» (концевая сноска 3).

Можно утверждать, что французский скрипач имел сильное влияние на свое окружение и сыграл определенную роль в истории русской скрипичной школы, в частности внедрив техническую отточенность, свойственную французской школе. Напомним также, что вместе с Родольфом Крейцером и своим другом Пьером Байо Роде написал «Школу-методику парижской консерватории», которая долгое время считалась хрестоматийной и которую по сей день используют в России.

1806 г. оказался особенно тяжелым для Роде. До него дошло известие о тяжелой болезни и о кончине матери. Кроме того, в 1806 г. русское высшее общество объединилось против французов: этот порыв завершился в ноябре символичным преданием Наполеона анафеме Православной церковью. Трудно сказать, как это повлияло на Роде, которого до этого гордо представляли как первую скрипку при императоре Наполеоне. Как бы то ни было, Роде покинул Россию лишь в 1808 г. Неправильно было бы усматривать в этом отъезде бегство как результат гонений на французов, поскольку с 1808-го по 1814 г. в качестве первой скрипки при царском дворе Роде сменил его соотечественник, Шарль-Филипп Лафон.

Напротив, его прощальный концерт, данный в Москве 23 февраля 1808 г., стал одним из его последних громких успехов. На этом концерте он сыграл, среди прочего, свой Пятый концерт для скрипки, в котором звучит русское рондо: прощальная дань России.

Унылое возвращение

Помимо желания увидеть близких, главная причина возвращения Роде на родину – ухудшение здоровья. Возвращение в Париж оказалось относительно неудачным; именно с этого момента начался упадок его славы. В своем труде «Музыка в Льеже между двух революций (1789–1830)» Жозе Кинтен пишет, что на концерте 22 декабря 1808 г. парижская публика холодно встретила вернувшегося из России виртуоза. Слушатели сочли, что его Десятый концерт ре-минор пострадал от «русского холода». Тем не менее, автор книги отдает должное музыканту, напоминая, что только что состоявшаяся в Эрфурте встреча императора Наполеона с Александром І (с 27 сентября по 14 октября) широко обсуждалась в прессе и вселила в публику недоверие ко всему тому, что так или иначе относилось к русской экзотике.

Во всяком случае, критики единодушно признают, что именно после возвращения из Москвы качество игры Роде начало ухудшаться. Объяснения приводились самые разные: плохое состояние здоровья, усталость, тоска. Очевидно одно: пребывание в России изнурило музыканта. Почему? Каким образом? Каждый волен судить сам. Конечно, определенную роль сыграл русский климат, но он не может служить единственным объяснением. О характере Роде можно судить по его переписке и некоторым эпизодам его жизни. Человек, способный увести женщину у Наполеона под носом у грозного Фуше, не мог не обладать определенным темпераментом. Тон его писем это подтверждает. Нудная работа его утомляла, он любил новизну, развлечения, праздники. И поскольку историки музыки не пожелали углубиться в детали его жизни в России, каждый читатель может нарисовать себе эту картину, более или менее красочную, в соответствии с собственной фантазией.

Эпилог: спокойный конец жизни

Слава изменила Пьеру Роде после его возвращения в Европу, но его карьера продолжалась еще несколько лет.

В 1811 г. он снова отправился в путешествие. Конец 1812 г. застал его в Вене, где он впервые исполнил Пятую сонату для скрипки op. 96 Бетховена. Партию фортепиано исполнял эрцгерцог Рудольф, которому было посвящено произведение. Эта соната занимает особое место в творчестве Бетховена: ее последняя часть – обыкновенно быстрая и громкая – приспособлена к стилю игры Роде и звучит объемнее и мягче. Бетховен объяснял это в письме к эрцгерцогу, доказывая таким образом свое доверие к виртуозному скрипачу, ради которого композитор даже изменил своему привычному стилю.

Роде, конечно же, продолжил преподавательскую деятельность, но у него не было учеников, ставших впоследствии знаменитыми. Его связывала тесная дружба с семейством Мендельсон; он видел, как рос маленький Феликс, отмечал его дарование, но он не был его учителем.

В Берлине Роде встретил двадцатитрехлетнюю вдову Софию Вильгельмину Верона, на которой женился и которая родила ему двух детей. В 1821 г. он вернулся в Бордо, где поселился в изящном замке недалеко от места, где он родился. Свою новую жизнь он описывает своему другу Байо в письме, в котором уже не чувствуется его былой пылкости: «Я так наслаждаюсь своим новым состоянием, что после двух лет и нескольких месяцев женатой жизни я живу в полнейшем уединении. Я целиком погружен в ощущение внутреннего счастья, убаюкан ласками двух обожаемых мною малюток, и светская суета потеряла для меня всякую привлекательность. Я хотел бы, чтобы этот образ жизни, который некоторые могут счесть однообразным, продлился до конца моих дней. Ничего другого я не желаю!» Что касается его любви к путешествиям, с годами притупилась и она: «Француз никогда не чувствует себя дома в чужой стране, а сегодня – меньше, чем когда-либо».

Пьер Роде отошел в мир иной в 1830 г. в возрасте пятидесяти шести лет в тиши своего замка под Бордо.

***

1. Месье (от фр. Monsieur, господин) – титул, дававшийся родному брату короля Франции.

2. Раабен Лев. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград: Музыка, 1969.

3. Согласно музыковеду Борису Шварцу, которого цитирует Брюс Шенеман в своих комментариях к исполнению 1, 5 и 9 концертов Пьера Роде Ф. Айнхорном и Н. Паске.