В 2018 году был урегулирован один из наиболее долгоиграющих спорных вопросов международных отношений на постсоветском пространстве: проблема правового статуса Каспийского моря. С момента распада Советского Союза пять прикаспийских государств – Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран – пытались договориться о новых правовых основаниях экономического и политического взаимодействия на Каспии. Правовая коллизия основывалась на географической специфике водоёма, который не имеет связи с мировым океаном, а значит к нему не была применима юрисдикция международного морского права, но при этом размеры, ресурсный потенциал и связь с региональными политическими процессами не позволяли относится к Каспию как озеру.
В начале 1990-х годов внешняя политика России в отношении Каспия и прикаспийских государств исходила из идеального желаемого принципа сохранения кондоминиума – общего пользования шельфом и водными ресурсами без определения национальных секторов. Именно такая практика была закреплена в советско-иранских договорах 1921-го и 1940 года и сохранялась вплоть до появления новых независимых государств на берегах Каспия. Заинтересованность прежде всего в разработке новых месторождений энергоресурсов, подогреваемая политикой глобальных потребителей углеводородов, способствовала созданию де-факто национальных секторов ключевых производителей и повышению конфликтности между ними. Прекрасным примером тому могут служить обострения и угроза применения военной силы в отношениях между Азербайджаном и Туркменистаном (2001, 2009, 2012), Ираном и Азербайджаном (2001).
Гибкая и прагматичная российская политика
Внешняя политика России достаточно быстро адаптировалась к новым геоэкономическим реалиям на Каспии и выступила с новой – «примиряющей» – инициативой правового урегулирования. Суть российского предложения была кратко выражена формулой «дно делим – вода общая», которая отвечала стремлению разрабатывать в чётких границах национальных секторов шельфа энергетические ресурсы странам, для которых экспорт углеводородов стал основой национального экономического роста (Азербайджан, Туркменистан, частично Казахстан), и одновременно обеспечивал свободу судоходства, рыболовства и поддержание экологической безопасности. Именно этот принцип лёг в основу двусторонних и последующего трёхстороннего соглашения между Россией Азербайджаном и Казахстаном (2003), которое закрепило юридические основания многостороннего взаимодействия в северной части Каспийского моря.
Параллельно, также по инициативе России, была начата работа пятисторонней Комиссии по урегулированию правового статуса Каспийского моря, целью которой была выработка общего многостороннего документа, который бы устроил все страны Каспийского региона. Для обсуждения национальных позиций и согласования подходов начиная с 2004 года были проведены пять саммитов, и наконец в августе 2018 года в Актау (Казахстан) Конвенция была подписана. Документ оговаривает разграничение акватории моря на внутренние воды, территориальные воды (не более 15 морских миль), на которые распространяется полный суверенитет прибрежного государства, рыболовные зоны (дополнительно 10 миль исключительного права на промысел) и общее водное пространство. Спорные вопросы делимитации национальных секторов документ оставляет для дальнейшего двустороннего обсуждения, не устанавливая жестких хронологических рамок.
Морские границы на Каспии