Fr Fr

Глава 3. Внутренняя политика - Общество

Флоринская Юлия
1 ноября 2017

"Трудовая миграция из Средней Азии в Россию в текущих экономических условиях"

Трудовая миграция в Россию на протяжении последних полутора десятков лет претерпела существенные изменения как в отношении количества мигрантов, так и в рейтинге основных стран – доноров миграции в РФ. Особенно заметно менялось количество документированных трудовых мигрантов – так, численность трудовых мигрантов, имевших официальные документы для работы в РФ, выросла с 200 тыс. в начале 2000-х гг. до 3,7 млн в 2014 г. (рис. 1).
Надо учитывать, что имеющие официальное право работать в России трудовые мигранты, численность которых отражена на графике, – это далеко не все иностранные работники, присутствующие на российском рынке труда. По мнению экспертов, численность иностранных мигрантов, не получивших разрешения на работу (или, с 2010 г., не оформивших патенты), т.е. работающих полностью неофициально, в разные годы была в 2–3 раза выше цифр официальной статистики. Так, к концу первого десятилетия XXI в. согласованная экспертная оценка ежегодной численности трудовых мигрантов в России (всех – и с разрешительными документами для работы и без них) составила 4-5 млн (концевая сноска 1). Затем цифры поднялись примерно до 6 млн, а сейчас вновь сократились до 4–5 млн человек.

Больше всего на соотношение документированных и недокументированных мигрантов влияли изменения в законодательстве. Так, на рис. 1 отчетливо видно, что либерализация миграционного законодательства в 2006 г. привела к увеличению числа официально работающих трудовых мигрантов более чем в 2 раза в 2007–2008 гг. Впервые законодательство попыталось бороться с незаконными формами трудовой миграции «не путем жестких ограничений, а, напротив, путем предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства, создания беспрепятственных условий для правового оформления» (концевая сноска 2). Второй значимой причиной снижения официальной составляющей миграционного потока служат экономические условия: на графике отражаются и кризис 2009-2010 гг., и кризис, начавшийся со второй половины 2014 г. (сопровождавшийся серьезной девальвацией рубля и, кроме того, совпавший с реформой миграционного законодательства 2015 г., существенно увеличившей стоимость официального выхода на российский рынок труда мигрантов из СНГ).

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого периода доля основных стран – поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно. Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось представительство мигрантов из СНГ и стран дальнего зарубежья: если с 2000-го по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г. численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала аналогичный показатель по странам дальнего зарубежья, и в настоящее время доля мигрантов из СНГ превышает 90% всех работающих в России трудовых мигрантов.

Существенные изменения за десять лет претерпели и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000 г. первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30% от всего потока), на втором месте был Китай (13%), затем Турция, Вьетнам и Молдавия. К 2006 г. лидерами оставались Украина и Китай, на третье место поднялся Узбекистан, за ним следовала Турция и Таджикистан. Начиная же с 2007 г. лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном и Таджикистаном (концевая сноска 3). В целом доля трех стран Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана и Киргизии) на российском рынке труда, исходя из числа полученных документов для работы, выросла с 6% в 2000 г. до 81% в 2016 г. (рис. 2).
Если судить в целом по показателю численности мигрантов, пребывающих в России с целью «работа по найму» (концевая сноска 4), то на середину 2016 г. рейтинг основных стран – доноров трудовой миграции в РФ выглядит следующим образом: на страны Средней Азии приходится 66% пребывающих трудовых мигрантов, при этом только на Киргизию – 11%, а, к примеру, на трудовых мигрантов из Украины – всего лишь 9% (рис. 3). Общее количество пребывающих с целью «работа по найму» из СНГ колеблется примерно вокруг показателя в 3,8-3,9 млн человек в течение года.
Текущая экономическая ситуация, сложившаяся в России с конца 2014 г., не могла не повлиять на стратегии поведения иностранных работников. При этом трудовые мигранты из разных стран повели себя по-разному. Мигранты из Узбекистана и Таджикистана стали частично отказываться от поездок в Россию на работу, а мигранты из стран-членов ЕАЭС, получившие льготы на рынке труда, наоборот, стали наращивать свое присутствие в РФ. Так, если для граждан СНГ в целом сокращение численности по сравнению с максимальным с точки зрения временной миграции 2014 г. составило около 10%, то по отдельным странам – основным поставщикам рабочей силы в РФ – Таджикистану и Узбекистану – от 10-15% до 30%. В то же время численность граждан Киргизии, после вступления страны в ЕАЭС, напротив, выросла более чем на 5%.

Мигранты из Средней Азии преимущественно заняты в России неквалифицированным трудом в сфере строительства и услуг, за очень небольшими исключениями. В то же время надо понимать, что занимая низшие позиции в российских организациях, такие работники оставляют возможность внутренним российским мигрантам и местному населению занимать более квалифицированные и руководящие должности. Это подтверждается материалами интервью работодателей, взятых в основных городах присутствия иностранных мигрантов (концевая сноска 5).

– Практически, из 17 – 15 – это Киргизия. Потому что в плане клининга, есть у нас такое убеждение, может быть предубеждение, но, тем не менее, в плане клининга киргизы хорошо работают. Соответственно, 3 человека – это Молдавия. Такой состав примерно постоянно поддерживается. …Сотрудники по зданию – имеются в виду электрики и т.д. – это внутренняя миграция, это отдаленные регионы Российской Федерации (Работодатель, Москва).

– У нас исконно сложилось, что из Узбекистана. Их сначала было 30 человек. Отсеялось. 5 человек остались. … Из России – руководство, практически все москвичи. И 2 человека из Рязани. И есть человек из Вологды (Работодатель, Москва).

– У нас Узбекистан, Таджикистан. По 3 человека. И Молдавия в качестве обслуживающего персонала – уборщица, вспомогательные рабочие. Остальные у нас Подмосковье и москвичи (Работодатель, Москва).

Одновременно, длительно работающие в России мигранты из Средней Азии часто «наращивают» свою квалификацию уже в процессе работы и постепенно поднимаются по иерархической лестнице. Таких людей работодатели особенно ценят.

– Таджики уже здесь освоились. Они уже приобрели опыт и квалификацию. То есть они уже переходят на среднеквалифицированный труд (Работодатель, Екатеринбург).

– Есть еще у меня группа механиков, например, у меня есть там иностранцы –

очень толковые ребята, которые могут заткнуть за пояс любого россиянина, ну, это наши штатные работники. Есть 1 мастер с Таджикистана – образование у него там получено еще. Он долгое время был бригадиром, потом я ему вид на жительство оформил, и потом оформил мастером; у меня есть еще один из Узбекистана – прошел Афганистан, очень серьезный парень, со средним техническим образованием, уже несколько лет работает мастером (Работодатель, Екатеринбург).

Разразившийся кризис и изменения в миграционном законодательстве (концевая сноска 6) повлияли не только на самих мигрантов, многие из которых покинули Россию, но и на российских работодателей. Процесс увольнения части «лишних» работников работодателями шел параллельно с нежеланием иностранцев работать за те же деньги, что и раньше. Таким образом, появились работодатели, которые даже стали испытывать трудности с поиском рабочей силы, особенно квалифицированной.

– Азии стало меньше, многие попали под эту волну. …А принимая во внимание, что если раньше у них был доход порядка 30 тысяч рублей в месяц, он полностью здесь на себе экономил, перебивался. И он мог 15 тысяч смело отправлять на родину. И это было 500 долларов, в конце концов. И все были счастливы и довольны. И можно было и объем работы другой требовать, а сейчас рубль просел, с деньгами тяжело стало, деньги сами по себе стали дорогие; если принять во внимание, что мы идем цивилизованным путем, то зачем он будет работать только ради цивилизации, тешить себя мыслью, что все по закону? Смысл? (Работодатель, Москва)

– То у нас их было слишком много, а теперь слишком мало (Работодатель, Москва).

– У нас не только узбеки. Но на самом деле любой неквалифицированный труд – они всегда приезжают сюда… Доллар и евро когда поменялись – очень большой отток случился. Просто за голову хватались, не знали, где брать людей. Потому что да, эта ситуация была, ее никуда не деть… (Работодатель, Санкт-Петербург)

– У нас стало меньше узбеков и таджиков. Причем это идет с их стороны. То есть, поскольку они всегда… они российские не очень ценят. Ну, российские рубли. Они ориентированы на доллар. Когда доллар… был скок в три раза почти, так мы вообще только беженцами закрывались из Украины. Потому что у нас резко состав поменялся. Потом это все, как-то, ситуация выровнялась, но так, по сравнению, допустим, с 2012-13-м годом у нас процентов на 25, наверное, меньше стало. Причем мы открыты и готовы на прежних условиях, у нас ничего не изменилось. Те же зарплаты держим. Нормально. У нас минимальная зарплата в штатном расписании 22 000. Вот. Они смело могут по 100 рублей за общежитие – минус 3000. У них там еще остается, и плюс мы их кормим и так далее. Тем не менее, они сами не хотят. Им на родину. То есть, раньше он, грубо говоря, мог там 350-400 долларов послать на родину своей семье, а сейчас это 150 баксов остается (Работодатель, Москва).

– С их стороны это меняется в первую очередь, потому что они в эквиваленте долларовом пересчитывают. Зарплата в 30 000 рублей была 1000 долларов. Сейчас это – 450. Им это неинтересно (Работодатель, Москва).

Многие работодатели пошли по пути замены одних иностранных работников другими: тех, кому требуется долго и дорого оформлять и оплачивать патент, стали заменять работниками из ЕАЭС или имеющими статус временного убежища украинцами, чье трудоустройство значительно дешевле и проще. И с этой точки зрения киргизы, с одной стороны, а таджики и узбеки, с другой, оказались в России в состоянии конкуренции на рынке труда.

– Тем более сейчас, киргизы как бы предпочтительнее, тем, что с ними проще работать в плане документации. Появились в последнее время граждане Украины. То есть им тоже – уведомление отправила, можно заниматься (Работодатель, Екатеринбург).

– Мы не принимаем работников по патентам. У нас довольно богатый выбор, и чтобы не возиться... (Работодатель, Санкт-Петербург)

– Нас выручает, что у нас работают киргизы, это единое таможенное пространство. …Был такой приятный бонус в последний год, что не надо этих патентов (Работодатель, Москва).

– Сейчас стало проще, Киргизия стала таможенным союзом. То есть это та же Белоруссия, та же Армения. То есть спокойно их трудоустраиваешь, как наших граждан. Больше стало, да. Конечно, выгоднее их брать (Работодатель, Екатеринбург).

– Нам проще нанять на работу киргиза либо гражданина Белоруссии, чтобы не было этих проблем во избежание огромных штрафов и проверок (Работодатель, Москва).

– Тут есть выход. Киргизия… Соответственно, там уже регистрация на год. Нет такого понятия, как патент для них. Берите киргизов. С ними нет проблем (Работодатель, Москва).

Следует отметить, что частичная замена работников из Узбекистана и Таджикистана мигрантами из стран ЕАЭС не может привести к полному отказу от их услуг, даже если экономические условия в России будут по-прежнему сложными. Несмотря на все издержки современного найма таких мигрантов, спрос на них в России продолжает сохраняться, просто не в таких масштабах, как раньше. Во-первых, в России огромными темпами продолжает сокращаться численность трудоспособного населения. Во-вторых, работодатели по-прежнему продолжают ценить как экономическую выгоду найма трудовых мигрантов из Средней Азии (меньшую оплату за один и тот же объем работы), так и их необыкновенную выносливость, терпение, взаимозаменяемость, согласие на ненормированную работу, да и их более бесправное положение на рынке труда. Они почти никогда не «качают права», в отличие от россиян.

– Узбекистан, Таджикистан готовы работать сутками. Ни грузины, ни армяне, ни белорусы, ни молдаване – они не будут. Допустим, у нас приходит фура, 50 килограммов мешок. Наши люди умирают через неделю с ревматизмом, со спиной. А эти будут работать сутками. Они реально будут работать сутками. Они реально будут разгружать эти вагоны, разгружать эти фуры – они будут работать. Да, над ними надо будет стоять заведующему складом, чтоб они ничего не просыпали. Но они будут работать. Никто не будет из наших работать (Работодатель, Санкт-Петербург).

Если посмотреть на текущую российскую ситуацию глазами самих мигрантов из Средней Азии, то выявляются три стратегии их поведения, связанные с пребыванием в России. Первая, которой придерживаются большинство граждан Узбекистана, заключается в твердом нежелании переезжать в РФ на постоянное место жительства (при этом часть собирается прекратить ездить на работу прямо в ближайшее время, во многом в связи с кризисом, а остальные планируют приезжать-уезжать еще какое-то время). Вторая допускает как переезд на ПМЖ, так и возврат на родину (что перевесит – зависит от дальнейшей экономической ситуации). И, наконец, третья стратегия – пытаться остаться в России любой ценой (среди граждан Таджикистана сторонников этой стратегии явно больше, чем среди граждан Узбекистана). Граждане Киргизии, которые в прошлом были крайне заинтересованы в получении российского гражданства и переезде на ПМЖ, сейчас реже стали поддерживать такую позицию – видимо, их положение на российском рынке труда и так достаточно устойчиво.

Таким образом, как со стороны работодателей, так и со стороны мигрантов из Средней Азии продолжает сохраняться заинтересованность друг в друге. В ближайшем будущем, несмотря на снижение привлекательности России как принимающей страны, трудовая миграция из Средней Азии не прекратится, хотя в условиях продолжающегося экономического кризиса ее объемы продолжат снижаться. Возможно, настанет такой момент, когда эти объемы не смогут закрыть имеющиеся потребности российского рынка труда в иностранных работниках.

***

1. http://www.baromig.ru/arrangements/proshedshie/itogi-ekspertnogo-soveshchaniya-9-aprelya-2010-g.php

2. Миграция и демографический кризис в России / Под ред. Ж. А. Зайончковской, Е. В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 10.

3. Florinskaya Y. Labor migration in Russia / Migration in Russia. 2000–2013. Ed. by Igor Ivanov. RIAC. Moscow: Spetskniga, 2013, p. 164-177.

4. Данный подход в настоящее время представляется более правильным, чем оценка по числу оформленных документов для работы, т.к. данный показатель включает и всех граждан ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии), приезжающих в РФ с целью «работа по найму», но при этом имеющих официальное право работать без оформления разрешительных документов.

5. Здесь и далее приводятся ссылки на качественные социологические исследования, выполненные в ходе проекта под руководством автора в ИНСАП РАНХиГС в 2016 г.: «Трудовая миграция и территориальная мобильность в России: экономические, социальные и политические факторы».

6.  С 1 января 2015 г. граждане стран СНГ получили право оформлять патент не только для работы у физических лиц, как это было с 2010 г., но и для работы у юридических лиц. С одной стороны, это упростило их выход на рынок труда (т.к. вывело из-под действия сложной и непрозрачной процедуры квотирования разрешений на работу, действовавшей до сих пор), но, с другой стороны, резко увеличило цену официального трудоустройства. Стоимость оформления патента за счет дополнительно введенных обязательных платежей (мед. страховки, мед. справки, сертификата по русскому языку и т.д.) в разных регионах колебалась от 14 тыс. (в Москве) до 50-60 тыс. (в Приморском крае), а ежемесячная оплата патента (авансовый платеж по подоходному налогу) – от 1,5 тыс. до 8 тыс. в месяц.